08.08.2003

Применение ККТ при расчетах с юрлицами: позиция УМНС по г. Москве

УМНС России по г. Москве в разосланном недавно письме от 23.07.2003 № 29-08/41041 "О разъяснении законодательства о применении ККТ" коснулось актуального сейчас вопроса об организации наличных расчетов с юридическими лицами в свете вступившего в силу Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ. Это письмо было прокомментировано в еженедельном Аналитическом мониторинге законодательства от "Консалтинг. Стандарт", с фрагментом которого мы предлагаем вам ознакомиться. Из еженедельного Аналитического мониторинга законодательства от "Консалтинг. Стандарт" (о системе "Консалтинг. Стандарт" читайте здесь) Актуально для: Организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих контрольно-кассовую технику, а также осуществляющим деятельность по техническому обслуживанию такой техники Документ: Письмо УМНС по г. Москве от 23.07.2003 № 29-08/41041 "О разъяснении законодательства о применении ККТ" Суть изменений: УМНС по г. Москве разъясняет следующее: 1. Закон № 54-ФЗ подлежит применению при осуществлении наличных денежных расчетов с населением и в случаях, когда наличные денежные расчеты осуществляются между организациями, а также между организациями и индивидуальными предпринимателями. Вместе с тем, также существует установленная Порядком ведения кассовых операций в РФ обязанность производить прием наличных денег по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом, уполномоченным на это письменным распоряжением руководителя предприятия. Таким образом, в соответствии с действующим законодательством при расчетах между организациями на сумму полученных наличных денежных средств в обязательном порядке пробивается кассовый чек и выписывается приходный кассовый ордер. 2. Организация-продавец также согласно требуемым нормативным документам должна выдать организации-покупателю наряду с кассовым чеком счет-фактуру. 3. В соответствии с п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять наличные денежные расчеты без применения ККТ в случае оказания услуг исключительно населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности. Следовательно, при наличных денежных расчетах между организациями за оказываемые услуги (работы) в обязательном порядке применяется ККТ. 4. До вступления в действие соответствующего правового нормативного акта Правительства РФ регистрация контрольно-кассовой техники в налоговых органах производится в соответствии с Порядком регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах, утвержденным приказом Госналогслужбы России от 22.06.95 № ВГ-3-14/36, и в соответствии с приказом УМНС России по г. Москве от 22.08.2001 № 106. 5. Контрольно-кассовая техника включает в себя не только контрольно-кассовые машины, но и электронно-вычислительные машины, персональные и программно-технические комплексы, поэтому налоговым органам от налогоплательщиков, а также центров технического обслуживания не следует требовать в представляемых документах замены аббревиатуры ККМ на ККТ, поскольку не внесены поправки в различные подзаконные акты. 6. Все ранее принятые и не отмененные нормативные правовые акты действуют в части, не противоречащей Закону № 54-ФЗ. К ним, в частности, относятся: -Положение по применению контрольно-кассовых машин, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30.07.93 № 745; -Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденные письмом Минфина России от 30.08.93 № 104; -Порядок регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах, утвержденный приказом Госналогслужбы России от 22.06.95 № ВГ-3-14/36; Порядок ведения кассовых операций в РФ, утвержденный решением Совета директоров Центрального банка России 22.09.93 № 40; -унифицированные формы первичной учетной документации по учету торговых операций с применением ККМ, утвержденные постановлением Госкомстата России от 25.12.98 № 132; -указание Центрального банка России от 14.11.2001 № 1050-У "Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке" (предельный размер составляет 60000 рублей по одному договору); -письма Минфина, утверждающие формы бланков строгой отчетности; -Государственный реестр, утвержденный Государственной межведомственной экспертной комиссией (ГМЭК) по ККМ. Указанные документы регулируют денежные расчеты с населением и могут применяться при расчетах с юридическими лицами. Что нужно (можно) сделать: 1. Данный документ подтверждает наши рекомендации, данные в одном из предыдущих выпусков аналитического мониторинга законодательства (см. также позицию методистов фирмы "1С" по этому вопросу), главная из которых заключалась в том, что при расчетах между юридическими лицами необходимо применять как ККТ, так и порядок оформления кассовых операций в полном объеме с оприходованием полученной суммы лишь один раз на основании приказа по предприятию о дополнении Приказа об учетной политике, в котором необходимо прописать указанную процедуру (как это предусмотрено п. 4 ст. 6 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"). 2. В работе с кассовыми аппаратами опираться на старые нормативные акты, принятые в соответствии с прежним законом о ККМ, в том числе: -при регистрации кассовых аппаратов руководствоваться действующим Порядком регистрации ККМ; -при приобретении ККМ - действующим Реестром, утвержденным ГМЭК. 3. Не исполнять требования официальных органов о замене в представляемых документах аббревиатуры ККМ на ККТ (на основании п. 5 письма УМНС по г. Москве от 23.07.2003 № 29-08/41041). 4. Руководствоваться данным письмом в своей работе как официальным разъяснением налоговых органов (при привлечении к ответственности). Подробнее: В системе "Консалтинг. Стандарт" выпуск - сентябрь 2003 г. см. аналитическую справку "Необходимость применения контрольно-кассовой техники при расчетах между юридическими лицами" раздела "Контрольно-кассовая техника (ККТ)".

Все НОВОСТИ