18.08.2003
Увидела свет информационная аналитическая система КОНСАЛТИНГ. СТАНДАРТ Сентябрь 2003
1. НОВОЕ В ВЫПУСКЕ "Сентябрь 2003"
Информация, представленная в настоящем выпуске, актуализирована на 8
августа 2003 года: все документы базы (Справки, Аналитика, Налоги, Учет,
Образцы документов) подготовлены с учетом нормативных актов, действующих
на указанную дату.
Нормативная база, предоставленная компанией "Гарант-Сервис",
представлена по состоянию на 9 августа 2003 года.
1.1.Обновление раздела "Налогообложение"
Зачет и возврат излишне уплаченных или взысканных сумм
Налогоплательщикам, которым необходимо осуществить зачет или возврат
сумм излишне уплаченного налога будут интересны изменения, внесенные в
раздел "Зачет и возврат излишне уплаченных или взысканных сумм".
Обратившись к справке "Зачет или возврат излишне уплаченной суммы
налога, сбора, а также пени", налогоплательщик сможет самостоятельно
решить, как распорядиться суммой излишне уплаченного налога. Справка
содержит основные факторы, влияющие на выбор зачета или возврата.
В справки раздела ("Порядок зачета излишне уплаченной суммы налога,
сбора, пени" и "Порядок возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора,
пени") добавлены пошаговые процедуры зачета и возврата суммы излишне
уплаченного налога. С помощью пошаговых процедур налогоплательщик сможет
выбрать наиболее оптимальный вариант поведения при зачете и возврате сумм
излишне уплаченного налога. В раздел добавлены аналитические справки по
проблемам зачета сумм излишне уплаченного налога по инициативе налоговых
органов и возврата косвенных налогов. Раздел содержит основные образцы
документов, которые необходимо будет подать налогоплательщику для
осуществления зачета или возврата. Весь материал подготовлен с учетом
обширной судебной практики, сложившейся по данному вопросу. Добавлена
закладка "Учет", которая позволит правильно отразить в бухгалтерской
отчетности зачет или возврат сумм излишне уплаченного налога.
Налоговый контроль за расходами физических лиц
Всем физическим лицам, совершающим или собирающимся совершать крупные
сделки, будет важна внесенная в раздел "Налоговый контроль" информация.
Федеральным законом от 07.07.2003 N 104-ФЗ "О признании утратившими силу
положений законодательных актов Российской Федерации в части налогового
контроля за расходами физических лиц" были признаны утратившими силу ст.
86.1, ст. 86.2, ст. 86.3 НК РФ, устанавливавшие налоговый контроль за
расходами физических лиц и порядок его проведения. С 10 августа 2003 года
эти положения НК РФ утрачивают силу и не подлежат применению. Таким
образом, налоговые органы не вправе отныне контролировать сделки
физических лиц по приобретению недвижимого имущества, транспортных
средств, акций ОАО, государственных и муниципальных ценных бумаг,
культурных ценностей, золота в слитках, а физические лица не обязаны
отчитываться об источниках получения средств, потраченных на это
имущество. Данные изменения в налоговом законодательстве отражены в
справках "Налоговый контроль за расходами физического лица" и "Проведение
налогового контроля за расходами физического лица" раздела "Налоговый
контроль".
Налог на прибыль организаций
В справку "Амортизационные группы" раздела "Налог на прибыль
организаций" внесены изменения и комментарий в связи со следующим.
Федеральным законом от 07.07.2003 N 117-ФЗ в новой редакции изложена норма
п. 7 ст. 10 ФЗ от 06.08.2001 N 110-ФЗ. Для включения основных средств
(недвижимого имущества), введенного в эксплуатацию до 31 января 1998 г., в
состав амортизационных групп не применяются положения п. 8 ст. 258 НК РФ
об обязательности документального подтверждения факта подачи документов на
регистрацию недвижимого имущества (предыдущая редакция п. 7 ст. 10 ФЗ от
06.08.2001 N 110-ФЗ предусматривала, что эти условия не применяются лишь
до 1 января 2004 года). Таким образом, после 1 января 2004 года
организация сможет и далее амортизировать основные средства, введенные в
эксплуатацию до 31 января 1998 г., без подтверждения факта подачи
документов на их государственную регистрацию.
Также при ознакомлении с разделом "Налог на прибыль организаций"
налогоплательщикам, уплачивающим налог на прибыль организаций, следует
иметь в виду, что в Классификацию основных средств, включаемых в
амортизационные группы, утвержденную Постановлением Правительства РФ от
01.01.2002 N 1, Постановлением Правительства РФ от 09.07.2003 N 415 были
внесены изменения и дополнения. Изменения и дополнения применяются начиная
с 1 января 2003 г. По тем основным средствам, которые введены в
эксплуатацию после 1 января 2003 г., налогоплательщику следует изменить
сроки полезного использования и пересчитать суммы начисленной амортизации.
Однако следует обратить внимание, что по общему правилу нормам, ухудшающим
положение налогоплательщика, нельзя придавать обратную силу. Те
налогоплательщики, основные средства которых с принятием изменений
оказались в иной группе с увеличившимся сроком полезного использования,
могут отстаивать свое право не пересчитывать сроки полезного использования
и суммы начисленной амортизации.
Кроме того, в раздел "Налог на прибыль организаций" добавлен пример
заполнения отдельных листов декларации по налогу на прибыль. В примере
нашли отражение самые типичные хозяйственные операции и те листы
декларации, с которыми чаще всего сталкиваются бухгалтеры при ее
заполнении. С примером можно ознакомиться в закладке "Образцы документов"
справки "Налоговая декларация" раздела.
Единый налог на вмененный доход
Налогоплательщикам, переведенным на уплату единого налога на
вмененный доход, следует знать, что Федеральным законом от 07.07.2003 N
117-ФЗ в новой редакции изложена статья 7.1. ФЗ от 24.07.2002 N 104-ФЗ,
устанавливающая, что корректирующий коэффициент базовой доходности К(1)
при определении величины базовой доходности не будет применяться также и в
2004 году (предыдущая редакция ст. 7.1. ФЗ от 24.07.2002 N 104-ФЗ
предусматривала его неприменение лишь в 2003 году). При этом Федеральный
закон от 07.07.2003 N 117-ФЗ вступает в силу с 1 января 2004 года. Данные
изменения отражены в справке "Корректировка базовой доходности" раздела
"Единый налог на вмененный доход".
Также налогоплательщикам ЕНВД будет интересен аналитический материал,
показывающий правомерность и возможность перехода их на упрощенную систему
налогообложения (по тем видам деятельности, по которым они не переведены
на уплату ЕНВД), подкрепленный выводами судебной практики.
Налогоплательщикам следует учесть, однако, что с 1 января 2004 года начнет
действовать новая редакция ст. 346.12 НК РФ, в которой четко указано, что
налогоплательщики, переведенные на уплату ЕНВД, могут применять УСН по
иным видам деятельности, по которым на уплату ЕНВД они не переведены.
Таким образом, проблема перехода на УСН (по иным видам деятельности) для
переведенных на уплату ЕНВД налогоплательщиков с 1 января 2004 года будет
полностью снята, однако и до этой даты - при создании нового юридического
лица - налогоплательщик вправе требовать разрешения на переход на УСН,
ссылаясь на приведенные в материале аргументы. Материал размещен в
закладке "аналитика" справки "Перечень лиц, которые не вправе применять
УСН" раздела "Упрощенная система налогообложения".
Местные налоги и сборы
Для всех налогоплательщиков также будут актуальны и иные изменения в
налоговое законодательство (в части местных налогов и сборов), внесенные
Федеральным законом от 07.07.2003 N 117-ФЗ. Так, согласно ст. 9 Закона, с
1 января 2004 года утрачивают силу, в частности, пп. "г" - "ж" и пп. "и" -
"ц" п. 1 ст. 21 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой
системы в Российской Федерации". Таким образом, с 1 января 2004 года
отменяются, в частности: налог на строительство объектов производственного
назначения в курортной зоне; курортный сбор; сбор за право торговли;
целевые сборы на содержание милиции, благоустройство территорий, на нужды
образования и иные цели; налог на перепродажу автомобилей, вычислительной
техники и персональных компьютеров; сбор с владельцев собак; лицензионный
сбор за право торговли винно-водочными изделиями; лицензионный сбор за
право проведения местных аукционов и лотерей; сбор за выдачу ордера на
квартиру; сбор за парковку автотранспорта; сбор за право использования
местной символики; сбор за участие в бегах на ипподромах; сбор за выигрыш
на бегах; сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме;
qanp со сделок, совершаемых на биржах; сбор за право проведения кино- и
телесъемок; сбор за уборку территорий населенных пунктов; сбор за открытие
игорного бизнеса. Однако следует отметить, что большинство из этих налогов
и сборов не взималось и ранее с введением на территории того или иного
субъекта Российской Федерации налога с продаж. Данные изменения отражены в
справках раздела "Местные налоги и сборы".
Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции
Всем инвесторам и операторам - участникам соглашений о разделе
продукции будут важны разъяснения налоговых органов, выраженные в Письме
МНС РФ от 24.07.2003 N ВГ-6-01/821@ "Об изменении порядка уплаты НДС в
связи с вступлением в силу главы 26.4 Налогового кодекса". В разъяснениях
указывается, в частности, что в связи с вступлением в силу главы 26.4 НК
РФ и отменой ст. 178 НК РФ с 10 июня 2003 г. освобождение от НДС по
товарам (работам, услугам), предназначенных в соответствии с проектной
документацией для выполнения работ по соглашениям о разделе продукции, в
том числе ввозимым на таможенную территорию РФ инвестором, оператором
указанного соглашения, их поставщиками, подрядчиками и перевозчиками,
возможность предоставления которого была установлена ст. 178 НК РФ и
принятыми во исполнение ст. 178 НК РФ иными нормативно-правовыми актами,
не предоставляется. Инвесторам и операторам по соглашениям о разделе
продукции придется уплачивать НДС в общем порядке, а при переходе на
специальный режим налогообложения "Система налогообложения при выполнении
соглашений о разделе продукции" пользоваться лишь теми льготами по НДС,
которые установлены п. 5 ст. 346.39 НК РФ. Данные разъяснения отражены в
справке "Операции, не подлежащие налогообложению НДС" раздела "Система
налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции".
Налог на доходы физических лиц
Всем налогоплательщикам налога на доходы физических лиц, а также всем
налоговым агентам важны изменения, внесенные федеральным законом от
07.07.2003 N 105-ФЗ в ст. 218 НК РФ. Согласно данным изменениям не только
работодатели, но и все налоговые агенты имеют право предоставления
стандартных налоговых вычетов налогоплательщикам, чей доход, исчисленный
нарастающим итогом с начала налогового периода не превысил 20 000 рублей.
Также все налоговые агенты получили возможность предоставления
стандартного налогового вычета налогоплательщикам, на обеспечении которых
находятся дети. Действие указанных изменений распространяется на
правоотношения, возникшие с 1 января 2003 года.
Также всем налогоплательщикам налога на доходы физических лиц важна
информация о принятых федеральным законом от 07.07.2003 N 110-ФЗ
изменениях в статьи 219 и 220 НК РФ. В соответствии с данными изменениями
увеличен максимальный размер социальных налоговых вычетов, предоставляемых
налогоплательщику в сумме, уплаченной в налоговом периоде за свое обучение
в образовательных учреждениях, а также в сумме, уплаченной
налогоплательщиком в налоговом периоде за услуги по лечению,
предоставленные ему медицинскими учреждениями РФ с 25 000 рублей до 38 000
рублей. А также увеличен общий размер имущественного налогового вычета,
предоставляемого налогоплательщику в сумме, израсходованной
налогоплательщиком на новое строительство либо приобретение на территории
РФ жилого дома или квартиры с 600 000 рублей до 1 000 000 рублей. Кроме
того, закреплено право получения имущественного вычета при продаже доли
(ее части) в уставном капитале организации. Действие изменений
распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2003 года.
Налогоплательщикам, совершающим операции с ценными бумагами, будут
интересны разъяснения, данные письмом Управления МНС РФ по г. Москве от
27.06.2003 N 27-08а/34425 относительно порядка применения имущественных
вычетов при совершении операций с ценными бумагами. Предоставление
нескольких имущественных вычетов при наличии нескольких источников дохода
при совершении операций с ценными бумагами Налоговым Кодексом не
предусмотрено. Поэтому при совершении нескольких сделок с ценными бумагами
в течение одного налогового периода, по одной из которых нет документально
подтвержденных расходов на приобретение ценных бумаг, а по другой такие
документы имеются, имущественные вычеты следует учитывать только по одной
сделке (по выбору лица).
Письмом Управления МНС РФ по г. Москве от 05.06.2003 N 27-08н/30000
разъяснено, что положения НК РФ в части установления сроков представления
налоговой декларации иностранными физическими лицами и уплаты ими налога
на доходы физических лиц никоим образом не противоречат положениям
соглашений об избежании двойного налогообложения, которые таких положений
не содержат. Поэтому в вопросах сроков представления иностранными
физическими лицами налоговой декларации в налоговые органы и уплаты налога
на доходы физических лиц следует применять положения статьей 229 НК РФ. В
вопросах порядка уплаты налога следует руководствоваться статьями 227 и
228 НК РФ.
Налог на добавленную стоимость
Постановлением Конституционного Суда РФ от 14.07.2003 N 12-П
положение абз. 4 п.п. 4 п. 1 ст. 165 НК РФ признано не противоречащим
Конституции РФ, поскольку данное положение не исключает возможность
подтверждения вывоза за пределы таможенной территории РФ товаров в
таможенном режиме экспорта судами через морские порты путем представления
налогоплательщиком в налоговые органы наряду с другими обязательными
документами вместо коносамента иных транспортных, товаросопроводительных
документов, содержащих такую же информацию для реализации права на
применение ставки 0% по НДС (в частности, морские накладные, погрузочные
билеты). Данные разъяснения отражены в справке "Порядок подтверждения
обоснованности применения нулевой ставки при экспорте товаров" раздела
"Налог на добавленную стоимость".
Постановлением Конституционного Суда РФ от 14.07.2003 N 12-П
установлено, что в случае отсутствия у организации, оказывающей услуги по
транспортировке товаров, перевозимых через таможенную границу РФ,
таможенных деклараций (их копий), представление которых требуется согласно
п.п. 3 п. 4 ст. 165 НК РФ, они имеют право требовать у таможенных органов
представить копию грузовой таможенной декларации для подтверждения их
права на возмещение НДС при применении налоговой ставки 0%. В случае
отказа предоставить копию таможенной декларации таможенными органами,
организация может обжаловать такой отказ в суде. Данные разъяснения
отражены в справке "Порядок подтверждения обоснованности применения
нулевой ставки при реализации работ (услуг) по транспортировке
экспортируемых товаров " раздела "Налог на добавленную стоимость".
Налог с продаж
Письмом Управления МНС по г. Москве от 09.07.2003 N 23-06/37443
разъясняется, что с 1 июля 2003 г. операции по реализации физическим лицам
товаров (работ, услуг) при оплате путем перевода денежных средств по
поручениям физических лиц без открытия банковских счетов налогом с продаж
не облагаются. Данные разъяснения отражены в аналитике "Оплата товаров,
работ, услуг путем перевода денежных средств по поручению физического лица
без открытия банковского счета" справки "Объект налогообложения" раздела
"Налог с продаж".
Порядок уплаты налога:
- реструктуризация:
Федеральным законом от 7.07.2003 N 115-ФЗ разъяснен порядок
Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов при реорганизации
юридического лица организациями федерального железнодорожного транспорта,
имущество которых вносится в порядке приватизации в уставный капитал
единого хозяйствующего субъекта на железнодорожном транспорте. Данные
разъяснения отражены в справке "Уплата налога при реорганизации" раздела
"Порядок уплаты налога";
- платежное поручение:
Письмом МНС РФ от 03.07.2003 N ФС-6-10/734@ разъясняется порядок
заполнения полей "плательщик", "ИНН" и "КПП" платежного поручения при
перечислении налоговых платежей обособленным подразделением, не имеющим
своего расчетного счета, а также бюджетной организацией. Данные
разъяснения отражены в аналитике "Порядок оформления платежного поручения
на уплату налога" справки "Исполнение обязанности по уплате налога"
раздела "Порядок уплаты налога".
1.2.Платежи во внебюджетные фонды
Обновление раздела "Страховые взносы в Пенсионный фонд"
Лицам, добровольно уплачивающим страховые взносы на обязательное
пенсионное страхование, будет важно Постановление Правления ПФР от
21.06.2003 N 90п. Оно разъясняет, что до утверждения стоимости страхового
года страхователи осуществляют уплату фиксированных платежей в минимальном
размере, равном в расчете на месяц 150 рублям. Разница между суммой
фиксированного платежа в минимальном размере, уплаченной страхователем до
утверждения стоимости страхового года, и суммой фиксированного платежа в
размере, установленном исходя из стоимости страхового года, подлежит
уплате за календарный год, в котором утверждена стоимость страхового года,
до его окончания.
Данную информацию можно найти в справке "Порядок исчисления страховых
взносов" раздела "Страховые взносы в Пенсионный фонд".
Всем страхователям по отношениям обязательного пенсионного
страхования будет интересно принятое Постановление Правительства РФ от
14.07.2003 N 422. В нем изложена в новой редакции "Инструкция о порядке
ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о
застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования".
Внесены ряд изменений в порядок получения, обмена страхового
свидетельства, в порядок регистрации страхователей. Установлен расчетный
период, который составляет год (с 1 января по 31 декабря включительно), за
который страхователи представляют сведения в органы ПФР. Данную информацию
можно найти в справке "Индивидуальный персонифицированный учет" раздела
"Страховые взносы в Пенсионный фонд".
1.3.Обновление раздела "Бухгалтерский учет и отчетность"
Методическими указаниями по формированию бухгалтерской отчетности при
осуществлении реорганизации организации, утв. Приказом Минфина РФ N44н от
20.05.2003 г., устанавливаются правила формирования в бухгалтерской
отчетности информации об осуществлении реорганизации организаций (кроме
кредитных организаций и бюджетных учреждений). Раскрывается порядок
составления отчетности и порядок формирования в ней необходимой информации
по различным видам реорганизации (слияние, присоединения, выделения,
преобразования). В раздел "Бухгалтерский учет и отчетность" добавлен
подраздел "Формирование бухгалтерской отчетности при осуществлении
реорганизации организаций" с необходимыми справками - пошаговыми
инструкциями.
1.4.Обновление раздела "Трудовые отношения"
Работодателям, привлекающим иногородних работников, будет важно
Постановление Правительства г. Москвы от 29.07.2003 года N 615-ПП "О
порядке привлечения и использования иностранных работников в городе
Москве", которое вступило в силу 6 августа 2003 года. Данное постановление
принято во исполнение ФЗ от 25.07.2002 N 115-ФЗ с учетом постановления
Министерства труда и социального развития Российской Федерации от
29.04.2003 N 23. Однако законность указанного Постановления Правительства
города Москвы вызывает сомнение. В материалах раздела проанализирован
вопрос соответствия данного акта Конституции РФ, Трудовому Кодексу РФ и
иным действующим нормативно-правовым актам. Данные разъяснения даны в
справке "Оформление приема на работу иностранных работников" раздела
"Трудовые отношения".
1.5.Обновление раздела "Отношения между организациями
(предпринимателями)"
Подраздел "Договор оказания аудиторских услуг" дополнен ссылками на
новые правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные
Постановлением Правительства РФ от 04.07.2003 N 405 "О внесении дополнений
в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности". Этим
постановлением утверждены следующие стандарты:
- правило (стандарт) N 7 "Внутренний контроль качества аудита";
- правило (стандарт) N 8 "Оценка аудиторских рисков и
внутренний
контроль, осуществляемый аудируемым лицом";
- правило (стандарт) N 9 "Аффилированные лица";
- правило (стандарт) N 10 "События после отчетной даты";
- правило (стандарт) N 11 "Применимость допущения непрерывности
деятельности аудируемого лица".
Подраздел "Расчеты" дополнен ссылкой на Письмо МНС РФ от 03.07.2003 N
ФС-6-10/734@ "О заполнении платежных поручений при уплате налогов (сборов)
организацией по месту нахождения ее обособленного подразделения и
бюджетной организацией", разъясняющее отдельные вопросы заполнения граф
платежных документов в соответствии утвержденным Правилам.
1.6.Обновление раздела "Организации (предприниматели)"
В раздел "Акционерное общество" включена информация, которая будет
интересна как бухгалтерам, так и акционерам.
При проведении организационных мероприятий (общие собрания
акционеров, заседания совета директоров и т.п.) и мероприятий по раскрытию
информации (опубликование сообщений, изготовление копий документов для
предоставления их акционерам и т.п.) акционерное общество несет
определенные расходы.
Бухгалтерам акционерных обществ будут интересны материалы,
посвященные вопросам отнесения таких расходов к расходам, уменьшающим
налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. В закладке "Налоги" раздела
"Акционерное общество" приводятся материалы по учету расходов на
проведение годового и внеочередного общего собрания акционеров, заседания
совета директоров, коллегиального исполнительного органа общества, на
проведение заседаний ревизионной комиссии, на проведение аудита, а также
на раскрытие информации и предоставление информации акционерам в случаях,
предусмотренных законодательством.
Для акционерных обществ актуальны вопросы определения стоимости
чистых активов и соотношения с величиной уставного капитала, особенно
учитывая сложившуюся на сегодняшний день судебную практику: акционерное
общество может быть ликвидировано в судебном порядке, если по окончании
второго и каждого последующего года стоимость чистых активов будет ниже
размера уставного капитала общества. Информацию о судебной практике, в
т.ч. Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2003 N 14-П "По делу
о проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона "Об
акционерных обществах", статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской
Федерации, статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 14
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с
жалобами гражданина А.Б.Борисова, ЗАО "Медиа-Мост" и ЗАО "Московская
Независимая Вещательная Корпорация", можно найти в справке "Чистые активы
акционерного общества".
Акционерам также будет интересна судебная практика по вопросам
наложения ареста на акции, запрета голосовать и проводить общие собрания
акционеров в акционерном обществе. Информационное письмо Президиума
Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.07.2003 N 72 "Обзор практики принятия
арбитражными судами мер по обеспечению исков по спорам, связанным с
обращением ценных бумаг" и Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда
РФ от 09.07.2003 N 11 "О практике рассмотрения Арбитражными Судами
заявлений о принятии обеспечительных мер, связанных с запретом проводить
общие собрания акционеров" можно найти в закладке "документы" раздела
"Акционерное общество" в списке материалов судебной практики.
1.7.Обновление раздела "Объекты"
Авторское право и смежные права
В подраздел "Авторское право и смежные права" раздела
"Интеллектуальная собственность" включена информация, которая будет
интересна организациям, занимающимся изготовлением и продажей аудио- и
видео-продукции.
В связи с изменениями, внесенными в Правила продажи отдельных видов
товаров, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от
19.01.1998 N 55, и Положением о лицензировании деятельности по
воспроизведению (изготовлению экземпляров) аудиовизуальных произведений и
фонограмм на любых видах носителей, утв. постановлением Правительства
Российской Федерации от 04.06.2002 N381, применяются следующие правила:
- такая торговля аудиовизуальными произведениями и фонограммами (т.е.
видео- и аудио- продукцией) возможна только в стационарных торговых точках
(магазинах, торговых павильонах и т.п.), но не с лотков и палаток;
- продавец обязан предоставить покупателю информацию об изготовителе,
обладателе авторских и смежных прав;
- изготовитель обязан указывать на экземпляре аудиовизуального
произведения и фонограммы либо на упаковке сведения об обладателе
авторских и смежных прав на аудиовизуальные произведения и фонограммы.
Информацию об этом можно найти в справке "Права на аудиовизуальное
произведение".
Организациям, занимающимся разработкой программ для ЭВМ и баз данных,
и собирающимся оформить права на них, будет интересен материал в справке
"Сборы за официальную регистрацию программ для ЭВМ и баз данных
(регистрационные сборы)": приводится таблица, в которой отражены новые
размеры регистрационных сборов за официальную регистрацию программ для ЭВМ
и баз данных в соответствии с постановлением Правительства РФ от
04.07.2003 N403 "О внесении изменений и дополнений в постановление Совета
Министров - Правительства Российской Федерации от 12 августа 1993 г. N
793".
Земля, земельные участки
В подраздел "Земля, земельные участки" раздела "Недвижимое имущество"
включена информация в соответствии с изменениями в законодательстве.
Справка "Земли сельскохозяйственного назначения" переработана и
дополнена в соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 г. N 113-ФЗ
"О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об обороте земель
сельскохозяйственного назначения", который уточнил ряд формулировок, в
т.ч. раскрыл понятие "близкие родственники": к близким родственникам
относятся супруг, родители, дети, братья, сестры, дедушка, бабушка и
внуки; наряду с понятием "земельные участки" используется понятие "доли в
праве общей собственности на земельные участки". Внесены изменения в
порядок приобретения государством земельного участка в случае отсутствия
лица, изъявившего желание приобрести земельный участок или долю в праве
общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного
назначения и иные положения новой редакции закона.
Справка "Особенности аренды земельных участков" посвящена вопросам
определения рыночной стоимости земельных участков и подготовлена в
соответствии с распоряжением Министерства имущественных отношений РФ от
10.04.2003 N 1102-р "Об утверждении Методических рекомендаций по
определению рыночной стоимости права аренды земельных участков".
В справке "Государственная регистрация отдельных видов прав на
недвижимое имущество" даются практические рекомендации о подготовке
документов для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и
сделок с ним в кондоминиумах в соответствии с приказом Минюста РФ от
27.06.2003 N 152 "Об утверждении Инструкции о порядке государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в кондоминиумах".
1.8.Обновление раздела "Государственный контроль"
Валютный контроль
В соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 N 116-ФЗ "О
внесении изменения в статью 6 Закона Российской Федерации "О валютном
регулировании и валютном контроле", Указанием ЦБР от 09.07.2003 N 1304-У
"Об установлении размера обязательной продажи валютной выручки от экспорта
rnb`pnb (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности)" и
Информацией ЦБ РФ от 09.07.2003 внесены изменения, устанавливающие, что
обязательная продажа валютной выручки резидентов от экспорта товаров
(работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) осуществляется в
объеме, установленном Центральным банком РФ, но не свыше 30% суммы
валютной выручки. Обязательная продажа валютной выручки осуществляется
через уполномоченные банки по рыночному курсу иностранных валют к валюте
Российской Федерации не позднее чем через семь календарных дней со дня
поступления валютной выручки. Банк России, в свою очередь, установил, что
обязательной выручке подлежат 25% валютной выручки от экспорта товаров
(работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности). В справке
"Обязательная продажа части валютной выручки" раздела "Валютный контроль"
внесены соответствующие изменения.
Контрольно-кассовая техника
Раздел дополнен ссылками на Письмо МНС РФ от 23.06.2003 N БГ-10-
22/406 "О реализации Федерального закона от 22.05.2003 N54-ФЗ "О
применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных
расчетов и (или)расчетов с использованием платежных карт" и Письмо УМНС г.
Москвы от 23.07.2003 N 29-08/41041 "О разъяснении законодательства о
применении ККТ, которые разъясняют ситуацию, сложившуюся в связи со
вступлением в силу нового закона о применении контрольно-кассовой техники.
В частности, разъясняются такие вопросы как: применение ккт при
осуществлении расчетов между юридическими лицами, как оформлять такие
операции, какими документами руководствоваться до принятия соответствующих
актов, которые необходимы для реализации нового закона, и проч. Добавлены
ссылки на соответствующие документы в справке "Область применения
контрольно-кассовой техники (ККТ)", а также в аналитических справках
"Необходимость применения контрольно-кассовой техники при расчетах между
юридическими лицами" и "Комментарий к 54-ФЗ: действие и соответствие
Конституции РФ".
1.9.Обновление раздела "Банкротство"
В нормативную базу раздела "Несостоятельность (банкротство)"
добавлено Постановление Правительства РФ от 09.07.2003 N 414 "Об
утверждении правил проведения стажировки в качестве помощника арбитражного
управляющего", определяющее порядок организации и проведения стажировки
гражданина в качестве помощника арбитражного управляющего: стажировки
организует саморегулируемая организация арбитражных управляющих, срок
стажировки - не менее 6 и не более 12 месяцев, установлены также
требования к помощнику и условия прохождения стажировки.
1.10.Обновление раздела "Отношения с физическими лицами"
В связи со внесением изменений в п.90 "Правил продажи отдельных видов
товаров" в подразделе "Договор купли-продажи с потребителями" отражено
положение о запрете розничной торговли экземплярами аудиовизуальных
произведений и фонограмм с применением лотков и палаток.
Нормативная база подраздела "Договор на оказание услуг (выполнение
работ)" в отношениях с физическими лицами дополнена Письмом ЦБР от
10.07.2003 N105-T "О привлечении кредитными организациями средств граждан
во вклады с розыгрышем призов", которое дает разъяснения о правомерности
условия о розыгрыше приза в договоре банковского вклада.
В нормативную базу справки "Безналичные расчеты" включено разъяснение
ЦБР по вопросам применения Положения ЦБ РФ от 01.04.2003 N 222-П "О
порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской
Федерации", в частности о том, распространяются ли нормы Положения на
счета, открытые на основании договора банковского вклада, на счета,
открываемые для осуществления расчетов с использованием банковских карт,
на иностранных граждан.
1.11.Обновление раздела "Споры"
Раздел "Арбитражное судопроизводство" дополнен положениями
Информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.07.2003 N 73, согласно
которому решения об удовлетворении требования о признании незаконным
бездействия государственного органа (должностного лица), выразившегося в
отказе возвратить (возместить, выплатить) из бюджета определенную денежную
сумму, приводится в исполнение по общему правилу, закрепленному в ч.1
ст.182 АПК РФ, то есть после вступления его в законную силу.
Раздел также дополнен ссылкой на Информационное письмо Президиума
Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.07.2003 N72 "Обзор практики принятия
арбитражными судами мер по обеспечению исков по спорам, связанным с
обращением ценных бумаг", которое будет весьма интересным для крупных
акционерных обществ.
1.12.Обновление раздела "Лицензирование"
Нормативная база справки "Лицензионные требования и условия"
дополнена Письмом Минфина России от 14.07.2003 N 28-05-01/1439/АП "О
выполнении лицензионных требований аудиторской организацией, установленных
пунктом 5 статьи 4 ФЗ "Об аудиторской деятельности", которое в связи со
вступлением 09.09.2003 в силу п.4 ст. 5 ФЗ от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об
аудиторской деятельности" разъясняет порядок лицензирования аудиторской
деятельности.
В перечень нормативных актов справки "Перечень органов,
осуществляющих лицензирование" включен Приказ Минэнерго РФ от 09.01.2003 N
2, утвердивший "Положение об организации работы по осуществлению
лицензирования видов деятельности, отнесенных к компетенции Министерства
энергетики Российской Федерации".
В справке "Лицензионные требования и условия" отражены изменения в
п.3 "Положения о лицензировании деятельности по воспроизведению
(изготовлению экземпляров) аудиовизуальных произведений и фонограмм на
любых видах носителей", касающиеся дополнительных условий осуществления
лицензируемой деятельности по воспроизведению (изготовлению экземпляров)
аудиовизуальных произведений и фонограмм.