18.09.2003

Информационная аналитическая система КОНСАЛТИНГ. СТАНДАРТ Октябрь 2003 (распространяется только по подписке)

1. НОВОЕ В ВЫПУСКЕ "Октябрь 2003". Информация, представленная в настоящем выпуске, актуализирована на 5 сентября 2003 года: все документы базы (Справки, Аналитика, Налоги, Учет, Образцы документов) подготовлены с учетом нормативных актов, действующих на указанную дату. Нормативная база, предоставленная компанией "Гарант-Сервис", представлена по состоянию на 6 сентября 2003 года. 1.1.Обновление раздела "Налогообложение" Налог на прибыль организаций Раздел "Налог на прибыль организаций" дополнен материалом , который будет интересен и полезен практически всем организациям - "Определение прямых расходов, признаваемых в текущем месяце". Материал выполнен в форме пошаговой процедуры, и налогоплательщик, путем прохождения последовательных шагов, сможет определить общую сумму тех своих расходов, которые признаются в качестве прямых, распределить свои расходы по торговым операциям, распределить прямые расходы на остатки НЗП, остатки готовой продукции на складе и остатки отгруженной, но не реализованной продукции. Все эти вопросы вызывают немало сложностей для организаций и являются одними из наиболее проблемных при налогообложении прибыли. При этом в материале с позиций практического применения рассматриваются также вопросы распределения сумм расходов на оплату труда и начисленной амортизации по тем работникам и основным средствам, которые используются как в производственной, так и в иной деятельности. Разъясняется состав прямых расходов по торговым операциям и дается механизм распределения расходов по тем транспортным средствам, которые одновременно задействованы в торговой и производственной деятельности. Отдельно указывается, как следует определять сумму прямых расходов, относящихся на остатки НЗП, для предприятий, ведущих одновременно несколько видов деятельности или выпускающих одновременно несколько видов продукции. То есть рассмотрены именно те аспекты, которые вызывают наибольшее затруднение при определении сумм прямых расходов по торговым операциям и сумм прямых расходов, относящихся на остатки НЗП. ЕНВД Осуществляющим розничную торговлю налогоплательщикам, переведенным на уплату ЕНВД, будут важны разъяснения, данные в письме Минфина РФ от 03.06.2003 # 04-05-12/60. В письме указывается, что расчеты, осуществляемые посредством банковских карт, являются формой безналичных расчетов, а поэтому торговля с их применением не подпадает под понятие "розничной торговли", определенным ст. 346.27 НК РФ. Налогоплательщикам в этой связи указывается на необходимость уплаты налогов в отношении деятельности то торговле товарами за безналичный расчет (то есть в том числе и с применением банковских карт) в общем режиме налогообложения, обеспечив для этого ведение раздельного учета имущества, используемого для обеспечения этой деятельности. Что же делать в том случае, когда по имуществу организации нет возможности обеспечить раздельный учет - если, например, товар реализуется за наличный и безналичный расчет в одном торговом зале магазина с использованием одних и тех же помещений для хранения товара, весов, контрольно-кассовых машин и прочего имущества? Разъясняется, что тогда стоимость имущества в целях налогообложения налогом на имущество следует определять пропорционально сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг), полученной в процессе иной деятельности, в общей сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг) организации. Данные разъяснения внесены в справки "Единый налог на вмененный доход с 1.01.2003" и "Виды предпринимательской деятельности, которая может облагаться единым налогом" раздела "Единый налог на вмененный доход". Платежи за пользование природными ресурсами Организациям, осуществляющим выбросы вредных и загрязняющих веществ в окружающую среду, следует знать о вышедшем разъяснении налоговых органов - Письме МНС РФ от 25.07.2003 # НА-6-21/826@ "О плате за загрязнение окружающей среды". Некоторое время назад Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 # 344 были утверждены новые нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления. Письмо уточняет, что данное Постановление вступает в действие на территории Российской Федерации с 30 июня 2003 года; таким образом, именно с этой даты следует начинать уплачивать платежи за негативное воздействие на окружающую среду. В справке "Плата за негативное воздействие на окружающую среду" раздела "Платежи за пользование природными ресурсами" Вы найдете как эти разъяснения, так и иную важную информацию по уплате платежей за загрязнение окружающей среды. Налог за городские (поселковые) земли Нормативная база раздела "Земельный налог" (справка "Налог за городские (поселковые) земли") дополнена разъяснением, важным для гаражно-строительных кооперативов. В письме УМНС по г. Москве от 28.07. 2003 # 22-08/41849 указывается, в частности, что налог за земли, занятые кооперативными гаражами в границах городской черты, исчисляется со всей площади (в пределах нормы их отвода) земельного участка в размерах трех процентов от ставок земельного налога, установленного в городах, но не менее 14,4 копейки в 2000 - 2001 годах, 28,8 копеек - в 2002 г., 51,84 копеек - в 2003 году за 1 кв. м. земли. При этом начиная с 2003 года по землям общего пользования ГСК льгота по земельному налогу льготной категории граждан не предоставляется. Участники налоговых правоотношений Нормативная база раздела "Участники налоговых правоотношений" обновлена в связи с изменениями в системе налоговых органов ; приказом МНС РФ от 21.07.2003 # БГ-3-15/413 утверждено Положение о межрегиональной инспекции МНС России по федеральному округу. Установлено, что создаваемые межрегиональные инспекции МНС РФ по федеральному округу являются территориальными органами МНС РФ межрегионального уровня по территориальным округам и входят в единую систему налоговых органов РФ, наделены всеми правами и обязанностями налоговых органов. К основным задачам и функциям межрегиональных инспекций по федеральным округам отнесены, в частности, проведение выездных проверок , анализ схем уклонения от налогообложения и т.п. Постановка организации на учет в налоговых органах В справке "Постановка организации на учет в налоговых органах" раздела "Налоговый контроль" отражено принятие Приказа МНС РФ от 28.07.2003 # БГ-3-09/426 "Об учете иностранных организаций в налоговых органах". Приказом установлено, что с что с 1 января 2005 г. признаются недействительными ИНН и КИО (код иностранной организации) , присвоенные иностранным организациям до 1 октября 2003 года. Также с 1 января 2005 г. признаются недействительными документы, подтверждающие постановку на учет/учет иностранных организаций в налоговых органах, выданные им до 1 октября 2003 года. Однако следует отметить (а налогоплательщикам - иностранным организациям - иметь в виду), что все данные нормы были закреплены еще в приказе МНС РФ от 18.06.2003 # БГ-3-09/325 с таким же названием, отмененном незадолго до принятия приказа МНС РФ от 28.07.2003 # БГ-3-09/426. Сложно понять смысл отмены одного приказа и принятия другого (текстуально они идентичны), можно указать лишь на следующее - по крайней мере, принятие нового приказа не влечет для налогоплательщиков никаких дополнительных последствий. Единый социальный налог Письмом УМНС РФ по г. Москве от 01.08.2003 # 28-08/42570 направлены рекомендации по применению регрессивных ставок налогообложения ЕСН при использовании льгот по п. 1 ст. 239 НК РФ. У налогоплательщиков-организаций, применяющих данные льготы, налоговая база для исчисления ЕСН формируется исходя из объекта налогообложения (статья 236 НК РФ) за вычетом сумм, не подлежащих налогообложению (статья 238 НК РФ), и сумм налоговых льгот (статья 239 НК РФ). На основе принятых рекомендаций составлены примеры начисления ЕСН с учетом регрессивных ставок по работникам, выплаты в пользу которых превысили 100 000 рублей. Данную информацию вы можете найти в закладке "Примеры" справки "Условия применения регрессивной шкалы ставок ЕСН" раздела "Единый социальный налог". Налогоплательщикам, применяющим льготы по ЕСН по п.1 ст. 239 НК РФ, будет интересно Письмо МНС РФ от 6.08.2003 # 05-3-06/334-АБ476, которым даны разъяснения относительно применения налоговых льгот по единому социальному налогу. Согласно разъяснениям базы для исчисления налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для плательщиков, применяющих налоговые льготы, различны. В связи с тем, что льгота, установленная ст. 239 НК РФ, применяется только в отношении к базе для исчисления налога, но не применяется при формировании базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, это приводит к превышению суммы налогового вычета над суммой единого социального налога. В этом случае сумма налогового вычета не будет являться излишне уплаченной и на нее не могут быть распространены нормы, установленные п.2 ст.243 НК РФ , устанавливающие, что сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет. Указанные разъяснения содержатся в справке "Порядок исчисления налога лицами, производящими выплаты физическим лицам" раздела "Единый социальный налог". Зачет и возврат излишне уплаченных или взысканных сумм Раздел "Зачет и возврат излишне уплаченных или взысканных сумм" дополнен пошаговой процедурой возврата суммы излишне взысканного налога, сбора, пени или штрафа (справка "Возврат излишне взысканного налога, сбора, а также пени"). Налогоплательщик, используя пошаговую процедуру, сможет самостоятельно определить последовательность действий, необходимых для осуществления возврата суммы излишне взысканного налога. Весь материал создан с учетом обширной судебной практики, поэтому налогоплательщик, обратившись к нормативной базе, всегда сможет найти интересующее его решение суда по вопросу возврата суммы излишне взысканного налога. Справка "Возврат излишне взысканного налога, сбора, а также пени" дополнена необходимыми образцами документов, которые должен будет представить налогоплательщик для осуществления возврата излишне взысканного налога. 1.2.Платежи во внебюджетные фонды Страховые взносы в Фонд социального страхования РФ. Всем страхователям по обязательному социальному страхованию будет интересно Постановление ФСС РФ от 29.07.2003 # 87, которым утверждены Методические указания по проведению камеральных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Камеральная проверка является одной из форм контроля за исполнением страхователями обязанностей по обязательному социальному страхованию. Данные Методические указания устанавливают единые требования к проведению исполнительными органами ФСС РФ камеральных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, оформлению и реализации результатов этих проверок. Установлены случаи и сроки проведения проверки, определены документы, подлежащие проверке. Порядок проведения камеральных проверок содержится в справке "Камеральная проверка". 1.3.Обновление раздела "Трудовые отношения" Всем руководителям, кадровым служащим будут важны изменения в разделе "Трудовые отношения". Обращаем внимание на то, что раздел переработан и представлен в виде пошаговых процедур, описывающих последовательность действий работодателя в его отношениях с работником. В частности, подробно описаны действия работодателя при приеме работника на работу, заключении с ним трудового договора, применении к работнику мер поощрительного характера, а также мер дисциплинарной ответственности. Рассмотрен вопрос выбора способа оформления отношений с сотрудником - по трудовому или по гражданско-правовому договору. Отражены все плюсы и недостатки каждого из способа оформления отношений. В справках содержится порядок назначения работнику пособий по социальному страхованию, порядок изменения и прекращения трудового договора. Данную информацию вы можете найти в разделе "Трудовые отношения". 1.4.Обновление раздела "Организации (предприниматели)" Акционерное общество Акционерным обществам будет интересна следующая информация: Постановлением ФКЦБ РФ от 16.07.2003 # 03-33/пс "Об утверждении Положения о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ" определены сроки хранения документов акционерного общества, установлен порядок хранения документов, в т.ч. составляющих коммерческую тайну, порядок уничтожения документов, их хранения в случае ликвидации АО. Указанная информация включена в Справку "Документы, которые обязано хранить АО". Образовательное учреждение Организациям, занимающимся оказанием платных образовательных услуг, будет интересна Примерная форма договора об оказании платных образовательных услуг в сфере общего образования (утв. приказом Минобразования РФ от 10 июля 2003 г. N 2994) - указанную форму можно найти в Справке "Образовательное учреждение". Эмиссионные ценные бумаги Юридическим лицам, осуществляющим эмиссии ценных бумаг, будет интересна следующая информация: Постановлением ФКЦБ РФ16.07.2003 # 03-33/пс "О Стандартах эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг" устанавливаются новые стандарты эмиссии акций, облигаций и опционов эмитента юридических лиц, в том числе порядок принятия решения о размещении ценных бумаг, порядок государственной регистрации выпуска ценных бумаг, порядок размещения ценных бумаг, порядок государственной регистрации отчетов об итогах выпуска ценных бумаг и проспектов ценных бумаг при учреждении, реорганизации, а также при эмиссии дополнительных акций. Стандарты не распространяются на эмиссию государственных и муниципальных ценных бумаг, а также на эмиссию облигаций Банка России. Ранее действовавшие стандарты эмиссии ценных бумаг отменяются. 1.5.Обновление раздела "Объекты" Интеллектуальная собственность Раздел "Интеллектуальная собственность" дополнен аналитикой к справке "Фирменное наименование", отвечающей на вопрос об использовании в фирменном наименовании товарного знака, права на который принадлежат третьим лицам. Аналитика будет интересна всем лицам, выбирающим и планирующим регистрацию фирменного наименования юридического лица, а также тем, кто уже использует в своём фирменном наименовании товарный знак, права на который принадлежат третьим лицам. В аналитике указаны возможные негативные последствия использования "чужого" товарного знака. Авторское право Раздел "Авторское право" переработан посредством приведения текстовых справок в форму пошаговых процедур. Так, в форму пошаговой процедуры приведены справки "Объекты авторского права" и "Оформление отношений с автором служебного произведения". Справка "Объекты авторского права" будет интересна всем тем, кто решает вопрос об отнесении того или иного объекта к объектам авторского права. Определить принадлежность того или иного творения к объектам авторского права важно, потому что только в случае признания его таковым (произведением - объектом авторского права) возникает исключительное авторское право на такой объект, а значит, и возможность его коммерческого использования. Справка "Оформление отношений с автором служебного произведения" будет интересна работодателям, работники которых в процессе выполнения своих трудовых функций создают различные объекты авторского права. Оформив отношения с авторами - работниками согласно представленной процедуре, работодатель сможет приобрести исключительное право (в полном объеме и на весь срок действия авторского права) на созданные работниками произведения. В процедуре разъяснены основные спорные моменты, возникающие при создании служебных произведений, и значение всех необходимых для оформления отношений с работником документов. Раздел "Авторское право" дополнен следующими справками: "Заключение авторского договора", "Изготовление экземпляров и распространение аудиовизуальных произведений и фонограмм". Справка "Заключение авторского договора" будет интересна всем тем, кто собирается приобрести и передать имущественные права на произведение (объект авторского права). Справка представляет собой пошаговую процедуру составления авторского договора, содержит разъяснения и комментарии по вопросам включения в договор различных условий . В справе указаны негативные последствия неопределенности или отсутствия некоторых условий авторского договора. Справка "Изготовление экземпляров и распространение аудиовизуальных произведений и фонограмм" будет интересна всем тем, кто планирует изготавливать и продавать (иным образом распространять) экземпляры аудиовизуальных произведений и фонограмм. Справка содержит правила ведения данного рода деятельности и основные требования, предъявляемые к оформлению экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм с учётом Постановлением Правительства РФ от 12.07.2003 # 421. Данный акт внес изменения в правила продажи экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм, а также дополнения в обязанности лицензиата по соблюдению нормативно-технических требований, предъявляемых к оформлению экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм. 1.6.Обновление раздела "Государственный контроль" Контрольно-кассовые машины (контрольно-кассовая техника) Раздел дополнен положениями Постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 # 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин", касающееся некоторых вопросов введения в действие нового закона о применении контрольно-кассовой техники. В числе прочего даны разъяснения о необходимости применения контрольно-кассовой техники при расчетах между юридическими лицами и о том, какие ситуации относятся к "неприменению ккт". Техническое регулирование Раздел дополнен положениями новых документов, в частности Информационного письма Госстандарта РФ от 27.06.2003 # ГЭ-1100-28/2308 "О применении нормативных документов в области обязательного подтверждения соответствия", которое касается действия нормативных документов, принятых до введения в действие ФЗ от 27.12.2002 # 184-ФЗ "О техническом регулировании". Разъясняется, что до принятия новых актов следует руководствоваться как не противоречащими целям, установленным в п.1 ст.46 указанного Федерального закона: нормативными документами, установленными Номенклатурой продукции и услуг (работ), в отношении которых законодательными актами Российской Федерации предусмотрена их обязательная сертификация и Номенклатурой продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии; действующими нормативными правовыми документами, устанавливающими правила, процедуры и порядок проведения обязательного подтверждения соответствия продукции, а также нормативными правовыми документами систем сертификации однородных групп продукции Системы сертификации ГОСТ Р. Санитарно-эпидемиологический надзор Раздел дополнен положениями новых документов, в частности Приказа ГУСП от 30.07.2003 #21, которым утвержден Перечень должностных лиц , уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, выявленных при осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в главном управлении специальных программ Президента Российской Федерации и службе специальных объектов при Президенте Российской Федерации . Контроль за операциями с денежными средствами или иным имуществом Раздел дополнен ссылками на Письмо ЦБ РФ от 11.08.2003 # 117-Т, касающееся применения к кредитным организациям мер принуждения за нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Все НОВОСТИ