16.10.2003

Информационная аналитическая система КОНСАЛТИНГ. СТАНДАРТ Ноябрь 2003

1. НОВОЕ В ВЫПУСКЕ "Ноябрь 2003". Информация, представленная в настоящем выпуске, актуализирована на 3 октября 2003 года: все документы базы (Справки, Аналитика, Налоги, Учет, Образцы документов) подготовлены с учетом нормативных актов, действующих на указанную дату. Нормативная база, предоставленная компанией "Гарант-Сервис", представлена по состоянию на 4 октября 2003 года. 1.1.Обновление раздела "Налогообложение" 1.1.1. Налог на прибыль организаций Раздел "Налог на прибыль организаций" дополнен рядом аналитических материалов, в которых рассматриваются вопросы возможности привлечения к ответственности за отсутствие у налогоплательщика закрепления в его учетной политике применяемых методов налогового учета, за отсутствие ведения налогового учета или же ведение налогового учета с применением иных форм регистров налогового учета нежели те, которые установлены МНС РФ. Вопросам привлечения налогоплательщика к ответственности посвящены также аналитические материалы, в которых рассматривается, какая ответственность наступает за занижение налогоплательщиком налоговой базы переходного периода, а также за несообщение в налоговый орган об изменении применяемого метода признания доходов и расходов при переходе с 1 января 2002 года к уплате налога на прибыль организаций. Вопросы привлечения к ответственности рассматриваются и в материале, посвященном неправильному распределению сумм налога на прибыль организаций между бюджетами различных уровней. Рассматривается как точка зрения налоговых органов по вопросу возможности привлечения налогоплательщика к ответственности за неправильное распределение сумм налога на прибыль между бюджетами различных уровней, так и альтернативная ей позиция. С этими материалами можно ознакомиться в закладке "аналитика" раздела "Налог на прибыль организаций". В аналитике раздела подробно исследуется вопрос о порядке признания для целей налогообложения убытка по обслуживающим производствам в том случае, если налогоплательщиком в целом по обслуживающим производствам был получен убыток, однако условиям признания этого убытка для целей налогообложения удовлетворяет лишь часть имеющихся у него обслуживающих производств. В материале рассматриваются две точки зрения на данную проблему и даются соответствующие рекомендации. Важным документом практически для всех налогоплательщиков является Письмо МНС РФ от 05.09.2003 № ВГ-6-02/945@, которым даны разъяснения по отдельным вопросам, связанным с налогом на прибыль организаций. В частности, даны разъяснения о том, что таможенная пошлина не включается в стоимость приобретения покупных товаров и относится к прочим расходам, связанным с производством и реализацией; о том, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не включаются в прямые расходы; о том, что в сумму резерва по сомнительным долгам включается сумма задолженности, в том числе и с учетом сумм НДС . Даны разъяснения по отнесению ценных бумаг к категории обращающихся на организованном рынке. Отдельно рассмотрены вопросы, связанные с уплатой налога на прибыль с налоговой базы переходного периода. 1.1.2. Определение стоимости амортизируемого имущества В справке "Определение стоимости амортизируемого имущества" отражены разъяснения, данные в письмах Минфина РФ от 13.08.2003 № 16-00-14/252, касающиеся включения в первоначальную стоимость объекта основных средств расходов по проверке качества смонтированного оборудования , и от 04.08.2003 № 04-02-05/3/65 по поводу признания в налоговом учете затрат на реконструкцию основных средств, остаточная стоимость которых равняется нулю. При этом даются разные варианты рекомендаций в зависимости от того, истек ли максимальный срок полезного использования, определенный для той амортизационной группы, к которой отнесен объект ОС, или нет. 1.1.3. Налог на операции с ценными бумагами Изменения, внесенные в раздел "Налог на операции с ценными бумагами", связаны с утверждением приказом МНС РФ от 13.08.2003 № БГ-3-24/453 форм расчета (декларации) по налогу на операции с ценными бумагами, а также порядка заполнения данного расчета. С самой формой расчета (декларации) теперь можно ознакомиться в закладке "Образцы документов". 1.1.4. Участники налоговых правоотношений Справка "Обязанности налогоплательщиков" раздела "Участники налоговых правоотношений" дополнена в связи с вышедшими разъяснениями МНС РФ об обязанности налогоплательщиков представлять в налоговый орган информацию об открытии или закрытии счета применительно к адвокатам, учреждающим адвокатский кабинет. В Письме МНС РФ от 29.08.2003 № ШС-6-24/930@ указывается, что поскольку адвокатская деятельность не является предпринимательской, а адвокат не является юридическим лицом, адвокаты, учредившие адвокатский кабинет, представлять в налоговый орган информацию об открытии счета не обязаны. 1.1.5. Налог на доходы физических лиц В раздел "Налог на доходы физических лиц" внесены следующие изменения. В связи с тем, что Письмом МНС РФ от 04.09.2003 № СА-6-04/942@ "О налогообложении дивидендов" были направлены разъяснения относительно порядка расчета налоговой базы при получении налоговым агентом доходов в виде дивидендов от долевого участия в других организациях, а также при отсутствии у налогового агента таких доходов, в справку "Особенности уплаты налога в отношении доходов от долевого участия в организации" добавлены примеры расчета налога в указанных случаях. Особого внимания заслуживает Письмо УМНС по г. Москве от 08.08.2003 № 27-08н/43433, содержание которого отражено в справках "Порядок исчисления и уплаты налога в отношении отдельных видов доходов" раздела "Налог на доходы физических лиц", а также "Исполнение обязанности по уплате налога" раздела "Порядок уплаты налога". Согласно данным в письме разъяснениям, налоговые органы признали возможным поручить уплату налога другому лицу на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Справка "Компенсационные выплаты" раздела "Налог на доходы физических лиц" дополнена в связи с разъяснениями налоговых органов о признании компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда (Письмо УМНС РФ по г. Москве от 02.09.2003 N 27-08а/47633), а также командировочных расходов (Письмо УМНС РФ по г. Москве от 31.07.2003 № 27-08н/42413) выплатами компенсационного характера, не подлежащими налогообложению НДФЛ. 1.1.6. Государственная пошлина В справку "Размер государственной пошлины за государственную регистрацию юридических лиц" раздела "Государственная пошлина" добавлен комментарий Письма МНС РФ от 11.02.2003 № 09-1-02/579-Е188 (Приложение к Письму ЦБР от 24.09.2003 № 138-Т). МНС обращает внимание, что платежный документ на уплату государственной пошлины , представляемый среди прочих документов при государственной регистрации в регистрирующий орган в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ, должен быть правильно оформлен, в частности по установленным формам и с обязательным указанием реквизитов. Например, неправильное указание кода бюджетной классификации при заполнении полей платежного документа будет являться основанием для отказа в государственной регистрации в связи с непредставлением документа, свидетельствующего об уплате государственной пошлины. 1.1.7. Налог на добавленную стоимость Аналитическая справка, касающаяся вопроса включения сумм авансовых платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) в налоговую базу по НДС, существенно изменена. Причиной для этого стала отмена Постановлением Президиума ВАС РФ от 19.08.2003 г.№ 12359/02 одного из постановлений ФАС Поволжского округа, которым была высказана позиция в пользу налогоплательщиков - что такие авансовые платежи должны включаться в налоговую базу по НДС только после реализации товаров. Соответствующие рекомендации налоговым органам в связи с выходом Постановления Президиума ВАС РФ были изложены в Письме МНС РФ от 24.09.2003 № ОС-6-03/994. Налогоплательщикам, осуществляющим экспортные операции, будет интересно Письмо ГТК РФ от 04.09.2003 № 01-06/34440. Данным документом были направлены разъяснения относительно применения Постановления Конституционного суда РФ от 14.07.2003. Согласно разъяснениям лица, обращающиеся в таможенные органы за подтверждением фактического вывоза товаров через морские порты, вместо коносамента могут представлять иные транспортные, товаросопроводительные документы, содержащие такую же информацию, на которых после проверки факта вывоза должна проставляться отметка "Товар вывезен". Кроме того, разъясняется, что при обращении перевозчиков, оказывающих услуги по транспортировке товаров, о предоставлении копий грузовых таможенных деклараций, для подтверждения их права на возмещение суммы налога на добавленную стоимость при применении ставки 0 процентов таможенные органы должны изготавливать и предоставлять перевозчикам такие копии. Указанную информацию можно найти в справках "Порядок подтверждения обоснованности применения нулевой ставки при экспорте товаров" и "Порядок подтверждения обоснованности применения нулевой ставки при реализации работ (услуг) по транспортировке экспортируемых товаров" раздела "Налог на добавленную стоимость". 1.1.8. Упрощенная система налогообложения Организациям, желающим перейти на упрощенную систему налогообложения, будет важно Письмо Департамента налоговой политики Минфина РФ от 29.08.2003 № 04-02-05/7/1. Как известно, налоговые органы придерживаются позиции, согласно которой, если совокупная доля участия федеральной собственности, собственности субъектов РФ или муниципальных образований в организациях составляет более 25 %, то такие организации не вправе применять упрощенную систему налогообложения. Однако Письмом Департамента налоговой политики Минфина РФ от 29.08.2003 № 04-02-05/7/1 была высказана другая точка зрения, согласно которой данные организации все же вправе применять упрощенную систему налогообложения. Минфин РФ полагает, что в пп.14 п.3 ст.346.12 НК РФ устанавливается ограничение на участие организаций, а не Российской Федерации, субъекта Российской Федерации либо муниципального образования. Поэтому нет оснований для установления ограничений на право перехода на упрощенную систему налогообложения государственных и муниципальных унитарных предприятий. Данная информация находится в справке "Перечень лиц , которые не вправе применять УСН" раздела "Упрощенная система налогообложения". 1.1.9. Порядок уплаты налога Раздел пополнен пошаговой процедурой действий налогоплательщика в случае получения требования об уплате налога. Данный материал будет интересен всем налогоплательщикам, которые получили требование об уплате налога и пени и которым необходимо определить свои дальнейшие действия. Пошаговая процедура позволяет самостоятельно определить: последствия признания требования незаконным, варианты действий налогоплательщика, законность требования об уплате налога. Материал справок создан с учетом обширной судебной практики, сложившейся по данному вопросу . Пошаговая процедура также содержит аналитические материалы по вопросам: направления требования об уплате налога в адрес обособленного подразделения организации, является ли срок направления требования пресекательным, повторного выставления требования об уплате налога. Найти пошаговую процедуру можно в справке "Действия налогоплательщика в случае получения требования об уплате налога и пени" раздела "Порядок уплаты налога". 1.2. Обновление раздела "Трудовые отношения" В связи с увеличением минимальной заработной платы с 1 октября 2003 г. вводятся новые тарифные ставки (оклады) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы. Тарифная ставка (оклад) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы устанавливается в размере 600 рублей в месяц. В соответствии с этим раздел дополнен Постановлением Правительства РФ от 2.10.2003 № 609 "О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы", которым утверждаются новые коэффициенты. Данная информация содержится в справке "Тарифная система оплаты труда" раздела "Трудовые отношения". 1.3. Обновление раздела "Организации (предприниматели)" 1.3.1. Акционерное общество Акционерным обществам будет интересна следующая информация: в перечне документов к справке "Дивиденды АО" приводится Письмо Министерства по налогам и сборам от 04.09.2003 № СА-6-04/942@, разъясняющее порядок налогообложения дивидендов и приводящее пример расчета налогов, подлежащих удержанию и перечислению акционерным обществом при выплате дивидендов акционерам. 1.3.2. Субъекты малого предпринимательства Раздел дополнен новой справкой "Государственный контроль (надзор) в отношении субъектов малого предпринимательства". Субъектам малого предпринимательства важно знать, что в отношении них в соответствии с изменениями, внесенными в федеральный закон "О защите прав организаций и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) от 08.08.2001 № 134-ФЗ, установлен льготный порядок проведения плановых мероприятий по контролю (надзору) за соблюдением в процессе осуществления ими деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам) - не ранее чем через 3 года с момента государственной регистрации субъекта малого предпринимательства. 1.4. Отношения между организациями (предпринимателями)" В раздел "Договор банковского счета" добавлены положения Определения ВС РФ от 26.08.2003 № КАС 03-383, подтвердившего Решение ВС РФ от 27.06.2003 № ГКПИ 03-565, которым было признано не действующим положение абз.3 п.7 Указа Президента РФ "О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения" от 18.08.1996 № 1212, устанавливавшее запрет на операции по снятию (перечислению) денежных средств со счета до получения кредитной организацией от налогового органа подтверждения о получении извещения об открытии счета. В Определении также указано на то, что банк согласно пункту 1 статьи 845 ГК РФ обязан принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету с момента заключения договора банковского счета. 1.5. Обновление раздела "Объекты" 1.5.1. Государственная регистрация недвижимого имущества Справки "Государственная регистрация недвижимого имущества", "Органы, осуществляющие государственную регистрацию недвижимого имущества", "Порядок государственной регистрации недвижимого имущества", "Государственная регистрация отдельных видов прав на недвижимое имущество" переработаны и дополнены в соответствии с новой редакцией Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Справка "Государственная регистрация отдельных видов прав на недвижимое имущество" дополнена в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 N 580 "Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей учреждениями юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", принятым в целях реализации Федерального закона от 21.07. 1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Рассмотрены вопросы принятия на учет и снятия с учета бесхозяйных недвижимых вещей. 1.5.2. Здания, сооружения, жилые и нежилые помещения В текст Справки "Здания, сооружения, жилые и нежилые помещения" внесено Постановление Правительства РФ от 04.09.2003 N 552 "Об утверждении Положения о порядке признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания". 1.5.3. Раскрытие информации на рынке ценных бумаг Эмитентам эмиссионных ценных бумаг важно знать, что порядок и сроки раскрытия информации на этапах эмиссии эмиссионных ценных бумаг, в форме проспекта ценных бумаг, в форме ежеквартального отчета эмитента ценных бумаг, в форме сообщений о существенных фактах (событиях, действиях), затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента ценных бумаг регулируется теперь Положением, утвержденным Постановлением ФКЦБ РФ от 02.07.2003 №03-32/пс. Положение устанавливает также требования к порядку раскрытия эмитентами иной информации об исполнении обязательств эмитента и осуществлении прав по размещенным (размещаемым) ценным бумагам. Список документов дополнен Распоряжением ФКЦБ России от 15 .08.2003 № 03-1729/р, утвердившим новые унифицированные Временные требования к магнитным носителям и формату предоставляемой на магнитных носителях информации, поступающей от эмитентов при осуществлении эмиссии акций, облигаций и опционов эмитента, а также при раскрытии эмитентами информации. В отличие от ранее действовавших требований (признаны утратившими юридическую силу), согласно новым Временным требованиям в случаях, когда в соответствии с новыми Стандартами эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, эмитент должен или может представлять информацию на магнитных носителях, все файлы должны быть представлены в формате Rich Text Format в кодировке Windows (CP 1251) и иметь расширение . rtf (ранее в этом формате представлялись только документы при эмиссии дополнительных акций, акций, размещаемых путем конвертации, а также при эмиссии облигаций, конвертируемых в дополнительные акции; в остальных случаях файлы представлялись в формате Securities Market Markup Language (SMML)). Временными требованиями также установлен перечень документов, на которые они распространяются. 1.5.4. Товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара Справка "Договор об уступке товарного знака, лицензионный договор о передаче прав на его использование" дополнена следующими образцами документов: образец договора уступки товарного знака (договора о передаче исключительного права на товарный знак), образец лицензионного договора (договора о передаче права на использование товарного знака). Указанные образцы будут полезны всем лицам, планирующим заключение договоров о передаче прав на товарные знаки. 1.6. Обновление раздела "Государство (и иные публично-правовые образования)" Федеральные органы исполнительной власти В Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 2 августа 1999 г. № 954, внесены изменения в части, затрагивающей основные функции Минюста. К ним теперь отнесено также осуществление контроля за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Министерство юстиции РФ также осуществляет регистрацию адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории РФ и ведет реестр таких адвокатов (п.2 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.09 2003 № 584). В соответствии с изменениями, внесенными в п.1 Постановления Правительства РФ от 17.05.2002 № 319, начиная с 1 января 2004 года, МНС РФ будет являться органом уполномоченным осуществлять государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, а также государственную регистрацию крестьянских (фермерских) хозяйств. 1.7. Обновление раздела "Государственный контроль" Контроль за операциями с денежными средствами или иным имуществом Раздел дополнен положениями Приказа КФМ РФ от 11.08.2003 № 104, которым утверждены подробные рекомендации по отдельным положениям правил внутреннего контроля, разрабатываемых организациями, совершающими операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также Информационного письма ЦБР от 29.08.2003 № 4 "Обобщение практики применения Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", в котором разъясняются такие вопросы как, распространяется ли действие закона о противодействии легализации на операции с денежными средствами, осуществляемые по ссудным счетам юридических лиц, толкования термина, "лицо, находящееся на обслуживании в кредитной организации" и некоторые другие. 1.8. Обновление раздела "Лицензирование" Приказом МНС от 03.09.2003 № АС-3-07/485 утверждены "Методические указания по применению Постановления Правительства Российской Федерации от 22.07.2002 № 548 "О лицензировании деятельности по производству табачных изделий", которые определяют основные принципы порядка организации работы МНС России по осуществлению лицензирования деятельности по производству табачных изделий. 1.9. Обновление Справочных разделов Обновление Таблицы изменений минимального размера оплаты труда С 1 октября 2003 года минимальная заработная плата устанавливается в размере 600 рублей в месяц. При этом законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ (за исключением субъектов РФ - получателей дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ) до введения МРОТ, соответствующего размеру прожиточного минимума трудоспособного человека, могут принимать законы, устанавливающие более высокий размер МРОТ, подлежащий применению всеми работодателями, действующими в данных субъектах РФ (ст.2 Федерального закона от 19.06.2000 г. № 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда). Подробнее смотрите здесь...

Все НОВОСТИ