27.09.2006

В продажу поступил ИАС "КОНСАЛТИНГ.Стандарт". Октябрь 2006

НОВОЕ В ВЫПУСКЕ «Октябрь 2006»


1. ТЕМА ВЫПУСКА

УСН и простое товарищество

Раздел УСН был дополнен новым материалом «УСН и простое товарищество». Материал представлен в виде общей справки и двух аналитических справок. В аналитических справках мы рассмотрели позицию налоговых органов, а также представили вашему вниманию аргументы, которые могут быть использованы налогоплательщиком в случае возникновения споров с инспекцией по следующим вопросам:

1. смена объекта налогообложения участниками простого товарищества;

2. уплата НДС в рамках договора простого товарищества.

2. Налоги. Сборы. Платежи. Пошлина

Налог на прибыль

В справку «Проверка расходов на оплату труда» раздела «Налог на прибыль» добавлено мнение Минфина России: если основанием для начисления налогоплательщиком заработной платы уволенному работнику является решение судебного органа, то расходы на оплату труда, при методе начисления, следует признавать по дате вступления решения судебного органа в законную силу (письмо Минфина России от 19.06.2006 № 03-03-05/13).

В справку «Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей» раздела «Налог на прибыль» добавлено разъяснение Минфина России о том, что для определения налоговой базы по доходам иностранной организации, в виде процентных (купонных) доходов по ценным бумагам, налоговый агент должен рассчитать сумму накопленного процентного (купонного дохода) по ценным бумагам, исчисленную, исходя из срока владения данной ценной бумагой иностранной организацией (письмо Минфина России от 09.08.2006 № 03-08-05).

В справку «Представительские расходы» раздела «Налог на прибыль» добавлено разъяснение Минфина России о том, что расходы на приобретение сувениров для иностранной делегации, в соответствии с п.2 ст.264 НК РФ, - не предусмотрены и, следовательно, не могут быть учтены в составе представительских расходов для целей налогообложения прибыли (письмо Минфина России от 16.08.2006 № 03-03-04/4/136).

В справку «Расходы на обязательное и добровольное страхование имущества» раздела «Налог на прибыль» добавлены разъяснения Минфина России о том, что:

  • поскольку, в настоящее время, отсутствует федеральный закон об обязательном страховании ответственности в рамках исполнения по лицензионному соглашению, то указанный вид страхования обязательным, в целях налогообложения прибыли, не является, и расходы в виде страховых взносов на указанный вид страхования налоговую базу по налогу на прибыль не уменьшают (письмо Минфина России от 18.08.2006 № 03-03-04/1/636);
  • расходы на страхование гражданской ответственности владельцев складов временного хранения и таможенных складов, в целях налогообложения прибыли, не учитываются. Так как, в настоящее время, отсутствует федеральный закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев складов временного хранения и таможенных складов (письмо Минфина России от 16.06.2006 № 03-03-04/1/522);
  • расходы по страхованию гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации производственного объекта, в целях налогообложения прибыли, не учитываются. Так как Федеральный закон от 27.07.97 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» не отвечает требованиям, установленным для Федерального закона о конкретном виде обязательного страхования; страховые организации не имеют лицензии на обязательное страхование гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные объекты (письмо МНС России от 09.09.2004 №02-4-10/252);
  • расходы на страхование ответственности оценщиков, в целях налогообложения прибыли, не учитываются. Так как ни Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», ни другим законодательным актом РФ не установлены объекты, подлежащие страхованию, риски, от которых они должны быть застрахованы, и минимальные размеры страховых сумм, страхование ответственности оценщиков не может быть отнесено к обязательному страхованию (письмо Минфина России от 29.11.2004 №03-03-01-04/1/157);
  • расходы на страхование гражданской ответственности при проведении обязательного аудита, в целях налогообложения прибыли, не учитываются (письмо Минфина России от 15.09.2005 № 03-03-04/1/193).

Была усовершенствована аналитическая справка «Применение амортизационной премии лизингодателем». Ранее в справке предлагались аргументы в противовес мнению налоговых органов, высказанному в письме Минфина России от 27.04.2006 № 03-03-04/2/124. Теперь же нами была рассмотрена позиция налоговых органов, заключающаяся в том, что оборудование, приобретенное для передачи в лизинг и числящееся на балансе организации-лизингодателя на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности», не может рассматриваться как капитальные вложения, которые налогоплательщик вправе учесть в составе расходов в размере не более 10 процентов первоначальной стоимости основных средств (письмо Минфина России от 18.04.2006 № 03-03-04/1/351). В аналитике помимо мнения налоговых органов нашла свое отражение и альтернативная позиция по данному вопросу.

НДС

В справку «Осуществление операций с контрагентами из Республики Беларусь» раздела «Налог на добавленную стоимость» добавлен новый аналитический материал, в котором рассмотрен вопрос выбора наиболее выгодной системы налогообложения при осуществлении операций с контрагентами из Республики Беларусь. В материале приведены плюсы и минусы применения УСН и нахождения на общем режиме налогообложения.

В справку «Восстановление НДС» раздела «Налог на добавленную стоимость» добавлено мнение Минфина России о том, что восстановленный для целей исчисления НДС, «входной» налог, уплаченный при приобретении товаров, списанных в бухгалтерском учете в составе чрезвычайных расходов вследствие пожара, может быть учтен в качестве потерь от пожаров в составе внереализационных расходов при исчислении налога на прибыль, при условии документального подтверждения факта пожара и утраты имущества (письмо Минфина России от 06.05.2006 № 03-03-04/1/421).

В справку «Порядок подтверждения обоснованности применения нулевой ставки при реализации работ (услуг) по транспортировке экспортируемых товаров» раздела «Налог на добавленную стоимость» добавлено разъяснение Минфина России о том, что для российских организаций, оказывающих услуги по перевозке товаров, ввозимых на территорию РФ, обязанность представлять таможенные декларации в налоговые органы, для подтверждения правомерности применения нулевой ставки НДС, не установлена (письмо Минфина России от 11.07.2006 № 03-04-08/142).

В справку «Определение суммы налога, подлежащей уплате в бюджет» раздела «Налог на добавленную стоимость» добавлено разъяснение Федеральной налоговой службы России о том, что зачет переплаты НДС по реализованным на территории РФ товарам в счет НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию РФ с территории Республики Беларусь, является неправомерным (письма ФНС России от 08.08.2006 № ШТ-6-03/780; от 19.04.2006 № 19-4-03/000090@).

В справку «Импорт товаров из Республики Беларусь» раздела «Налог на добавленную стоимость» добавлены:

  • разъяснения Федеральной налоговой службы России о том, что:
    • само по себе обстоятельство, что налоговым органом не установлено, действительно ли импортируемый товар имеет происхождение из территории Республики Беларусь, в случае наличия всех документов, предусмотренных п.6 разд.I Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между РФ и Республикой Беларусь, и отсутствия факта несоответствия сведений, указанных в заявлении, сведениям, содержащимся в этих документах, не может являться основанием в отказе проставления налоговым органом соответствующей отметки на Заявлениях, представленных налогоплательщиком. Одновременно обращено внимание, что при проведении камеральной налоговой проверки, налоговый орган в соответствии со ст.ст.31,88,93 НК РФ вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения (информацию), подтверждающие страну происхождения ввозимого товара;
    • при обнаружении налогоплательщиком ошибок, в ранее представленном в налоговый орган Заявлении, налогоплательщик вправе представить новое Заявление.

О том, что новое Заявление может быть представлено как одновременно с корректирующей налоговой декларацией по косвенным налогам (НДС и акцизам) при ввозе товаров на территорию РФ с территории Республики Беларусь и иными документами, предусмотренными п.6 разд. I Положения (в случае, если налогоплательщиком обнаружены ошибки, повлекшие изменение суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет (освобождению от налогообложения(, так и без представления налоговой декларации по косвенным налогам (в случае, если обнаруженные налогоплательщиком ошибки не повлекли изменения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет (освобождению от налогообложения( - (письмо ФНС России от 08.08.2006 № ШТ-6-03/780@).

  • разъяснения Федеральной налоговой службы России о том, что:
    • если ввоз товаров на территорию РФ с территории Республики Беларусь производится посредством пересылки международным почтовым отправлением, налогоплательщику, в составе документов, предусмотренных п.6 разд.I Положения, в качестве транспортных документов, подтверждающих перемещение товаров с территории Республики Беларусь на территорию РФ, следует представить документы, применяемые при пересылке международных почтовых отправлений в рамках международного почтового обмена;
    • в случае перевозки товаров с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны грузобагажом на железнодорожном транспорте, налогоплательщик, в качестве транспортного документа, предусмотренного, для представления в налоговый орган, Положением, может представить грузобагажную квитанцию (ее копию) либо дорожную грузобагажную ведомость (их копию);
    • в случае перевозки товаров с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны багажом на железнодорожном транспорте, налогоплательщик, в качестве транспортного документа, предусмотренного, для представления в налоговый орган, Положением, может представить багажную квитанцию (ее копию) - (письмо ФНС России от 08.08.2006 № ШТ-6-03/780@).

В справку «Порядок возмещения НДС при налогообложении по ставке ноль процентов» раздела «Налог на добавленную стоимость» добавлено мнение Минфина России о том, что непредставление налогоплательщиком налоговому органу информации в электронном виде, посредством программного средства «Возмещение НДС: Налогоплательщик», содержащей сведения об экспортной операции, в том числе из документов, обосновывающих правомерность применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по НДС, не может являться основанием для принятия решения об отказе в возмещении соответствующих сумм НДС (письмо ФНС России от 09.08.2006 № ШТ-6-03/786@).

В справку «Освобождение от налогообложения НДС (льготы по НДС)» раздела «Налог на добавленную стоимость» добавлено разъяснение Минфина России о том, что налогоплательщик, осуществляющий операции, предусмотренные одним из подпунктов п.3 ст.149 НК РФ, в котором перечислены несколько видов операций, отказавшись от освобождения одной из таких операций, обязан отказаться от освобождения по другим операциям этого подпункта. Принятие налогоплательщиком решения об отказе применять освобождение по всем операциям одного из подпунктов п.3 ст.149 НК РФ не ограничивает его право применять освобождение по другим подпунктам данного пункта ст.149 НК РФ (письмо ФНС России от 08.08.2006 № ШТ-6-03/784@).

В справку «Операции, не подлежащие налогообложению» раздела «Налог на добавленную стоимость» добавлено разъяснение Минфина России о том, что налогоплательщик, осуществляющий операции, предусмотренные одним из подпунктов п.3 ст.149 НК РФ, в котором перечислены несколько видов операций, отказавшись от освобождения одной из таких операций, обязан отказаться от освобождения по другим операциям этого подпункта. Принятие налогоплательщиком решения об отказе применять освобождение по всем операциям одного из подпунктов п.3 ст.149 НК РФ не ограничивает его право применять освобождение по другим подпунктам данного пункта ст.149 НК РФ (письмо ФНС России от 08.08.2006 № ШТ-6-03/784@).

В справку «Экспорт товаров в Республику Беларусь» раздела «Налог на добавленную стоимость» добавлены разъяснения Минфина России о том, что перечень документов, подтверждающих правомерность применения нулевой ставки НДС по услугам по транспортировке российских товаров, вывозимых с территории РФ на территорию Республики Беларусь, и в отношении которых таможенный контроль отменен, в том числе железнодорожным транспортом, и агентским услугам, связанным с транспортировкой указанных товаров, а также по услугам по предоставлению в пользование вагонов для перевозки данных товаров, ст.165 НК РФ не предусмотрен. Поэтому указанные услуги, на основании п.3 ст.164 НК РФ, подлежат налогообложению НДС по ставке в размере 18 процентов (письмо Минфина России от 18.07.2006 № 03-04-08/147).

НДФЛ

В справку «Налоговая база» раздела «Налог на доходы физических лиц» добавлено мнение Федеральной налоговой службы России по Санкт-Петербургу, что в случае, если сотрудники организации используют мобильную связь, оплачиваемую за счет средств организации в рамках корпоративного тарифа в служебных целях, что обусловлено производственной (управленческой) необходимостью организации, то во избежание включения услуг связи в налогооблагаемый доход сотрудника - необходимо правильно оформить ее использование. Для этого производственный характер затрат использования сотового телефона должен быть подтвержден служебными обязанностями работника, а также необходимостью постоянной и оперативной связи с руководством организации и деловыми партнерами. Документальным подтверждением затрат могут служить счета оператора связи, их детализация с указанием номеров абонентов. Подтверждением экономической оправданности телефонных переговоров могут служить внутренние отчеты работников организации, договоры, заключенные с деловыми партнерами, где в графе «Реквизиты» указаны номера их телефонов, и другие документы. Кроме того, для внутреннего контроля руководитель организации может издать специальное положение об обеспечении сотрудников мобильной связью, в котором отражается: «кому» и для «чего» полагается мобильная связь, какие услуги связи предоставляются, лимит переговоров (в денежном или временном выражении).

В справку «Социальные налоговые вычеты» раздела «Налог на доходы физических лиц» добавлено:

  • разъяснение Федеральной налоговой службы России о том, что налогоплательщики вправе представлять налоговым органам не только нотариально удостоверенные копии документов, подтверждающих их право на получение социальных налоговых вычетов, но и копии соответствующих документов, заверенные непосредственно самими налогоплательщиками с расшифровкой подписи и датой их заверения, при условии, что подлинники указанных документов были предъявлены работнику отдела по работе с налогоплательщиками при подаче налоговой декларации 3-НДФЛ, который должен проставить отметку о соответствии представленных налогоплательщиком копий документов их подлинникам и дату принятия их налоговым органом (письмо ФНС России от 31.08.2006 № САЭ-6-04/876@);
  • разъяснение Федеральной налоговой службы России о том, что при проведении налоговыми органами камеральных налоговых проверок деклараций по НДФЛ, представленных налогоплательщиками в целях получения полагающихся им социальных налоговых вычетов, рекомендуется соблюдать месячный срок рассмотрения таких деклараций, если налогоплательщиком одновременно с налоговой декларацией и письменным заявлением представлены копии соответствующих подтверждающих документов (письмо ФНС России от 31.08.2006 № САЭ-6-04/876@).

В справку «Образовательные вычеты» раздела «Налог на доходы физических лиц» добавлено разъяснение Федеральной налоговой службы России о порядке предоставлении социального налогового вычета по расходам на обучение, а именно:

1. Документами, фактически подтверждающими расходы, могут являться, в том числе, и квитанции, оформленные на самого обучаемого ребенка, если в соответствующем заявлении налогоплательщиком указывается, что родителем было дано поручение ребенку внести самостоятельно выданные родителем денежные средства в оплату обучения по договору на обучение ребенка, который был заключен с учебным заведением родителем.

2. Если договор на обучение ребенка был заключен с учебным заведением одним родителем, а денежные средства в оплату обучения по данному договору были внесены (перечислены) другим родителем, то в таком случае налоговый орган может предоставить социальный налоговый вычет тому из налогоплательщиков-родителей, который произвел расходы на обучение ребенка.

3. Договоры на обучение могут содержать условия, согласно которым оплата за собственное обучение или обучение ребенка налогоплательщика производится по окончании учебного заведения. Поэтому в случаях, когда договор на обучение предусматривает возможность предоставления налогоплательщику отсрочки по внесению платежа за обучение, социальный налоговый вычет может быть предоставлен за тот налоговый период, в котором налогоплательщиком согласно платежным документам фактически была произведена такая оплата.

4. В тех случаях, когда денежные средства в оплату обучения по заключенному налогоплательщиком с учебным заведением договору были перечислены по заявлению налогоплательщика его работодателем (за счет денежных средств работодателя), и при этом работник возмещает работодателю произведенные по его заявлению расходы за счет выплачиваемых ему работодателем сумм вознаграждений, социальный налоговый вычет может быть предоставлен за тот налоговый период, в котором налогоплательщиком фактически были возмещены произведенные работодателем расходы. Факт возмещения налогоплательщиком денежных средств, перечисленных работодателем по заявлению работника в оплату обучения, подтверждается соответствующей справкой, выданной работодателем.

5. Сумма расходов на обучение определяется в соответствии с суммой денежных средств в рублях, фактически внесенной налогоплательщиком в оплату обучения согласно платежным документам. Данное положение применяется и в тех случаях, когда в договоре на обучение стоимость обучения указана не в рублях, а в условных единицах, и при этом отсутствует дополнительное соглашение, устанавливающее стоимость обучения в рублевом эквиваленте.

6. В соответствии с положениями пп.2 п.1 ст.219 НК РФ требуется наличие у образовательного учреждения соответствующей лицензии или иного документа, подтверждающего статус учебного заведения. Вместе с тем это не означает, что для получения социального налогового вычета налогоплательщики должны представлять в налоговый орган наряду с другими необходимыми документами копии вышеуказанных документов.

Далее в письме указано, в случаях, когда ссылка на реквизиты лицензии или иного подтверждающего статус учебного заведения документа содержится в самом договоре на обучение, заключенном налогоплательщиком с учебным заведением, налоговым органам не рекомендуется требовать от налогоплательщика представления копий таких документов. Если у налогового органа имеются основания для проверки наличия у образовательного учреждения лицензии или иного подтверждающего статус учебного заведения документа, необходимо направить запрос в данное образовательное учреждение либо в соответствующий лицензирующий орган (письмо ФНС России от 31.08.2006 № САЭ-6-04/876@).

В справку «Медицинские вычеты» раздела «Налог на доходы физических лиц» добавлено разъяснение Федеральной налоговой службы России о порядке предоставления социального налогового вычета по расходам на лечение, а именно:

1. При предоставлении социального налогового вычета по дорогостоящим видам лечения в составе расходов по указанным видам лечения учитывается стоимость оплаченных налогоплательщиком необходимых дорогостоящих расходных медицинских материалов (например, эндопротезов, искусственных клапанов, хрусталиков и т.п.), если сама медицинская организация таковыми не располагает, и соответствующим договором с медицинской организацией предусмотрено их приобретение за счет средств пациента.

2. Основанием для предоставления социального налогового вычета может являться указание на использование в ходе лечения приобретенных пациентом соответствующих дорогостоящих расходных медицинских материалов в справке, выдаваемой медицинской организацией. При этом не имеет значения, на каких условиях (платно или бесплатно) медицинской организацией пациенту были оказаны медицинские услуги с использованием указанных расходных медицинских материалов.

3. В тех случаях, когда денежные средства в оплату услуг по лечению по заключенному налогоплательщиком с медицинской организацией договору перечислены по заявлению налогоплательщика его работодателем (за счет денежных средств работодателя), и при этом работник возмещает работодателю произведенные по его заявлению расходы за счет выплачиваемых ему работодателем сумм вознаграждений, социальный налоговый вычет может быть предоставлен за тот налоговый период, в котором налогоплательщиком фактически были возмещены произведенные работодателем расходы. Факт возмещения налогоплательщиком денежных средств, перечисленных работодателем по заявлению работника в оплату лечения, подтверждается соответствующей справкой, выданной работодателем.

4. В соответствии с положениями пп.3 п.1 ст.219 НК РФ требуется наличие у медицинской организации или индивидуального предпринимателя, оказавших услуги по лечению, соответствующих лицензий, выданных в установленном порядке. Вместе с тем это не означает, что для получения социального налогового вычета налогоплательщики должны представлять в налоговый орган наряду с другими необходимыми документами копии таких лицензий.

Далее в письме указано, в случаях, когда ссылка на реквизиты лицензии содержится в самом договоре на лечение, заключенном налогоплательщиком с медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем, или в выданной налогоплательщику медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем справке об оказанных услугах по лечению, налоговым органам не рекомендуется требовать от налогоплательщика представления копий соответствующих лицензий. Если у налогового органа имеются основания для проверки наличия у медицинской организации лицензии, необходимо направить запрос в данное медицинское учреждение либо в соответствующий лицензирующий орган (письмо ФНС России от 31.08.2006 № САЭ-6-04/876@).

ЕНВД

В справку «Распространение (размещение) наружной рекламы» раздела «Единый налог на вмененный доход» добавлено разъяснение Минфина России о том, что деятельность по размещению, на поверхности, используемых в деятельности автомобилей, логотипа организации, не может рассматриваться в качестве предпринимательской деятельности по распространению и (или) размещению рекламы на транспортных средствах и потому не подпадает под действие гл 26.3 НК РФ (письмо Минфина России от 06.07.2006 № 03-11-04/3/282).

В справку «Налоговая декларация» раздела «Единый налог на вмененный доход» добавлены разъяснения Минфина России о том, что в соответствии с п.24 разд.V Порядка заполнения налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, утвержденного Приказом Минфина России от 17.01.2006 № 8н, в строке 030 разд.3 налоговой декларации, отражается сумма выплаченных пособий по временной нетрудоспособности, в течение налогового периода из средств налогоплательщика , работникам, занятым в сферах деятельности, по которым уплачивается ЕНВД. При этом суммы пособий, выплаченные организацией работникам, учитываются в целях п.2 ст.346.32 НК РФ с суммами начисленного НДФЛ (письмо Минфина России от 23.08.2006 № 03-11-04/3/381).

УСН

В справку «Порядок признания расходов» раздела «Упрощенная система налогообложения» добавлено разъяснение Минфина России о том, что при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, в состав расходов включается стоимость приобретенных товаров, оплаченных поставщикам, реализованных и оплаченных покупателями (письмо Минфина России от 17.08.2006 № 03-11-02/180). Однако ранее финансовое ведомство придерживалось другой точки зрения, указывая, что расходы по приобретению товаров для дальнейшей реализации должны учитываться по мере их реализации (письмо Минфина России от 31.01.2006 № 03-11-05/27).

В справку «Виды расходов» раздела «Упрощенная система налогообложения» добавлены разъяснения Минфина России о том, что в случаях, когда обязанность страхования не вытекает из закона, а основана на договоре, в том числе обязанность страхования имущества - на договоре с владельцем имущества, такое страхование не является обязательным. Таким образом, расходы на страхование принадлежащего Заказчику имущества не могут быть включены Исполнителем в состав затрат, уменьшающих налоговую базу по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН (письмо Минфина России от 23.08.2006 № 03-11-04/2/177).

ECH

В справку «Компенсационные выплаты, не подлежащие обложению ЕСН» раздела «Единый социальный налог» добавлено разъяснение Минфина России о том, что компенсационные выплаты работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, установленные с учетом положений ст.135 ТК РФ, не подлежат налогообложению ЕСН и НДФЛ. Размер указанных выплат, периодичность и иные условия, установленные для осуществления таких выплат организациями, не влияют на льготный порядок их налогообложения. Однако это должно найти отражение в соответствующих локальных актах организации (письмо Минфина России от 07.08.2006 № 03-05-01-04/240).

В справку «Компенсационные выплаты, связанные с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей» раздела «Единый социальный налог» добавлено разъяснение Минфина России о том, что после вступления в силу Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ (то есть с 6 октября 2006 г.), если в коллективном договоре, соглашении, локальных нормативных актах или трудовом договоре установлено, что работа физических лиц по занимаемой должности осуществляется в пути или в полевых условиях, носит разъездной или экспедиционный характер, то выплаты, направленные на возмещение работодателем расходов, связанных со служебными поездками этих лиц, не облагаются ЕСН. В остальных случаях они подлежат обложению в установленном порядке (письмо Минфина России от 21.08.2006 № 03-05-02-04/130).

Акцизы

В справку «Раздел «Акцизы»« раздела «Акцизы» добавлена информация о приказе Федеральной налоговой службы России, которым утвержден Порядок представления деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в электронном виде. Декларации представляются по каждому виду продукции, указанному в лицензии, на осуществление деятельности по производству и (или) обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (приказ ФНС России от 15.08.2006 № ММ-3-07/528@).

Налоговый контроль

В справку «Порядок постановки на учет по месту нахождения обособленного подразделения организации» раздела «Налоговый контроль» добавлен новый аналитический материал по вопросу постановки организаций на учет по месту нахождения обособленных подразделений в налоговых инспекциях г. Москвы. Город Москва - особый субъект РФ, в пределах которого действуют несколько десятков налоговых инспекций. Проблемы по постановке на учет возникают у организаций, которые осуществляют свою деятельность на территориях, подведомственных различным налоговым инспекциям.

Налоговая ответственность

В справку «Нарушение срока постановки на учет в налоговых органах» раздела «Налоговая ответственность» добавлены разъяснения Минфина России: если организация осуществляет ремонтные работы вне своего места нахождения, определяемого в установленном порядке, не создавая в месте осуществления этой деятельности оборудованных стационарных рабочих мест, то отсутствуют основания для признания места осуществления таких работ обособленным подразделением общества (письмо Минфина России от 08.08.2006 № 03-02-07/1-212).

В справку «Непредставление налоговой декларации» раздела «Налоговая ответственность» добавлено мнение Минфина России о том, что налоговый орган вправе привлечь налогоплательщика к ответственности, предусмотренной ст.119 НК РФ, за несвоевременное представление декларации по ЕСН, и взыскать штраф с суммы налога, исчисленного за год (письмо Минфина России от 16.08.2006 № 03-02-07/1-224). Однако позиция Минфина России неоднозначна. Так, например, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа и Федеральный арбитражный суд Московского округа считают, что Инспекция ФНС, привлекая юридическое лицо к ответственности по п.1 ст.119 НК РФ за несвоевременное представление декларации по ЕСН, неправомерно исчислила штрафные санкции от всей суммы налога по итогам года. Так как в представленной декларации отсутствует сумма налога, подлежащая уплате (доплате), а вся сумма начисленного за год налога, указанная в декларации, уплачена организацией ранее - на основании ежемесячных и ежеквартальных расчетов авансовыми платежами в течение года (постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.05.2005 № А56-21777/04, постановление ФАС Московского округа от 29.09.2003 № КА-А40/7209-03).

Контрольно-кассовая техника

Необходимость применения ККТ при получении задатка.

Рассмотрена практическая ситуация о необходимости применения ККТ при получении задатка. Материал основан на анализе норм законодательства и материалов арбитражной практики.

3. Учет

Положения (методические указания) по бухгалтерскому учету

В данный раздел добавлены материалы, показывающие отражение в бухгалтерском учете операций по:

  • получению и предоставлению работ, услуг, имущества в аренду;
  • получению государственного и муниципального имущества в аренду;
  • учету затрат на производство, как с применением, так и без применения счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»;
  • формированию себестоимости продаж в оптовой торговле;
  • предоставлению услуг связи;
  • получению и погашению займа вещами;
  • получению и погашению кредита (займа), выданного в иностранной валюте;
  • получению и погашению кредита (займа), выданного в рублях;
  • предоставлению кредитов (займов) вещами;
  • предоставлению кредитов (займов) в денежной форме;
  • списанию основных средств вследствие чрезвычайных обстоятельств при отсутствии страхования;
  • списанию основных средств вследствие чрезвычайных обстоятельств при наличии страхования;
  • передаче основных средств на безвозмездной основе;
  • модернизации (реконструкции) основных средств.

План счетов бухгалтерского учета

В данный раздел добавлены материалы, показывающие отражение на счетах бухгалтерского учета операций по:

  • приобретению валюты;
  • поступлению валюты на валютный счет организации;
  • добровольной продаже валюты;
  • оплате импортных операций в валюте;
  • прочему выбытию валюты с валютного счета;
  • созданию и использованию резервов предстоящих расходов;
  • созданию и использованию резервов по сомнительным долгам.

4. Кадры и оплата труда

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ в раздел внесены следующие изменения:

  • в справке «Трудовые отношения» дано новое определение трудовых отношений;
  • в справке «Действие трудового законодательства» уточнено действие трудового законодательства, а именно: на какие отношения (и каких лиц) оно распространяется. Кроме того, в справке отражены положения о действии коллективного договора и локальных нормативных актов организации;
  • дополнена справка «Права и обязанности работника»;
  • дополнена справка «Права и обязанности работодателя»;
  • в справку «Коллективный договор» внесены изменения, касающиеся действия коллективного договора, а также порядка внесения изменений и дополнений в коллективный договор;
  • дополнена справка «Содержание и структура коллективного договора»;
  • в справку «Определение условий трудового договора» внесены изменения, касающиеся общих положений трудового договора, дополнительных условий трудового договора, список которых в ТК РФ расширен, а также порядка дополнения трудового договора недостающими сведениями и (или) условиями;
  • справка «Случаи, когда можно заключать срочный трудовой договор» дополнена случаями, когда срочный трудовой договор можно заключать по соглашению сторон без учета предстоящей работы и условий ее выполнения.
  • в справку «Ведение трудовой книжки» добавлено положение об обязанности по ведению трудовых книжек индивидуальных предпринимателей
  • в справке «Условие о наименовании должности» конкретизировано условие трудового договора о трудовой функции работника;
  • в справке «Оформление приема на работу» отражен ряд нововведений относительно порядка оформления приема на работу;
  • в справке «Испытательный срок» отражены положения, касающиеся срока испытания при заключении трудового договора на срок от двух до шести месяцев, а также случаев, когда условие об испытании может быть включено в трудовой договор, когда работник фактически допущен к работе без оформления трудового договора;
  • в справку «Основания для прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон» добавлены новые основания, с которыми законодатель связывает прекращение трудового договора по указанным обстоятельствам;
  • в справку «Прекращение трудового договора» добавлены положения об общем порядке оформления прекращения трудового договора;
  • в справку «Стаж работы, дающий право на основной оплачиваемый отпуск» добавлено положение о дополнительном времени, включаемом в стаж работы, дающем право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск;
  • в справку «Компенсация за неиспользованный отпуск» внесены изменения о том, какая часть отпуска теперь может быть заменена денежной компенсацией;
  • в справку «Средняя заработная плата» внесены изменения, касающиеся нового порядка расчета среднего заработка для оплаты отпусков;
  • переработаны примеры расчета среднего заработка для оплаты отпусков, а также примеры расчета отпускных с учетом вышеуказанных изменений;
  • справка «Прекращение трудового договора», справка «Выходное пособие» дополнена случаями, с которыми законодатель связывает выплату выходного пособия в размере двухнедельного заработка.

5. Имущество. Права. Информация

Недвижимость

В справку «Нововведения Жилищного кодекса Российской Федерации« внесены изменения – в связи с принятием Федерального закона от 30.06.2006 № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» (так называемая «дачная амнистия») и целого ряда иных - подзаконных нормативно-правовых актов.

Данный Федеральный закон вступил в силу с 01.09.2006 года и урегулировал вопросы, связанные с оформлением в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества (объекты индивидуального жилищного строительства, земельные участки и т.д.).

Кроме этого, в указанную справку внесены изменения – в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».

6. Договоры

Договор подряда

В справку «Сдача и приемка работы» раздела «Договор подряда» добавлен новый аналитический материал. Все хозяйственные операции должны оформляться оправдательными первичными документами. В данном материале указаны первичные учетные документы, которыми подтверждается хозяйственная операция по сдаче-приемке товаров (работ, услуг).

Общие положения о договорах

Дополнительное соглашение.

Редкие долгосрочные договоры обходятся без дополнительных соглашений. Меняются условия рынка, меняются отношения сторон, приоритеты, да и, не редко, - сами стороны. Все это требует оформления, придающего новым договоренностям контрагентов юридическую силу. При этом, как показывает практика, большая часть дополнительных соглашений оформляется с теми или иным нарушениями, влекущими, порой, ничтожность. Настоящий материал предназначен для исключения наиболее распространенных ошибок при составлении и заключении дополнительных соглашений: ненадлежащая форма, изменения уже прекращенных договоров и обязательств, отсутствие предмета дополнительного соглашения и проч.

Также в раздел включен образец универсального дополнительного соглашения.

Протокол согласования.

В раздел включен образец универсального протокола разногласий.

Прекращение обязательства

Соглашение об отступном.

Не редко в хозяйственной практике возникают случаи невозможности по той или иной причине исполнить заключенный договор. В этих случаях контрагенты могут договориться о прекращении того или иного обязательства отступным. При этом институт отступного предполагает достаточно сложный механизм реализации, во многом не урегулированный напрямую законодательством, а во многом и имеющий спорные последствия. Между тем в настоящее время имеется значительный материал правоприменительной практики соглашений об отступном, позволяющий сделать некоторые обобщения и выводы, не содержащиеся в Гражданском кодексе РФ и ответить на такие немаловажные вопросы как: с какого момента прекращается обязательство, вправе ли кредитор потребовать исполнения по отступному или исполнения по первоначальному обязательству в период действия соглашения об отступном, применимы ли к отступному обеспечения установленные для первоначального обязательства, в каком виде и в каком порядке должно быть заключено соглашение об отступном и проч.

Также в раздел включен типовой образец соглашения об отступном.

7. Практические ситуации

Возврат товара иностранцем, иностранцу

Раздел «Возврат товара» пополнен новым материалом «Возврат товара иностранцем, иностранцу». Материал представляется интересным в силу того, что многие российские организации сотрудничают с иностранными поставщиками, либо, наоборот, являются продавцами товаров заграницу. Новая справка включает в себя помимо общей информации и налоговый аспект возврата товара иностранцу и возврата товара российской организации иностранцем. В налоговом аспекте рассмотрены налоговые последствия по НДС и по налогу на прибыль организаций. В разработке новой справки мы опирались в том числе и на официальные разъяснения Минфина и ФНС России.

8. Арбитражный процесс

В раздел включены следующие образцы документов:

  • заявление об уточнении исковых требований;
  • заявление о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам;
  • замечания к протоколу судебного заседания;
  • ходатайство об аресте счетов;
  • ходатайство об отложении судебного разбирательства;
  • ходатайство о привлечении третьего лица;
  • ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие лица;
  • заявление третьего лица о вступлении в дело;
  • встречное исковое заявление.

9. НОВОЕ В РАЗДЕЛЕ — «СТРОИТЕЛЬСТВО И НЕДВИЖИМОСТЬ»

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним является ключевым институтом оборота недвижимости. При этом многие моменты как самого этого института, так и процедуры его реализации время от времени вызывают многочисленные практические трудности, наиболее общие из которых будут рассмотрены в настоящем материале, в частности: каким образом оспорить право собственности на недвижимое имущество третьего лица (формулирование исковых требований), возможна ли одновременная подача на регистрацию последующих сделок, установлены ли предельные сроки подачи на регистрацию той или иной сделки с недвижимостью, каковы сроки обращения в суда с требованием о государственной регистрации договора при уклонении от таковой контрагента и т.п.?

Акт приема-передачи недвижимости

Акт приема-передачи недвижимого имущества - непросто документ, формализующий передачу владения. Данный документ имеет неоценимое практическое значение, а знание правовых тонкостей и секретов оформления актов вселяет уверенность владения ситуацией и сделкой. Между тем этому документу не всегда уделяется должное внимание, что чревато серьезными последствиями, на устранение которых и направлен настоящий материал.

Соглашение о задатке

Задаток - является весьма распространенным инструментом на рынке недвижимости. Чаще всего соглашение о задатке используется при достижении соглашений о купле-продаже недвижимости, а также об аренде. Денежная сумма, выдаваемая в качестве задатка, учитывая предусмотренные законом (ст.380-381 ГК РФ) положения об ответственности по задатку, является доказательством серьезности намерений сторон реализовать предполагаемую сделку и одновременно средством обеспечения ее исполнения. Однако как в гражданском законодательстве, так и в теории цивильного права существует много вопросов, четких ответов на которых нет ни в действующих нормативных актах, ни, зачастую, в судебной практике. В связи с этим настоящий материал призван предостеречь читателя от возможных негативных последствий, связанных с обозначенным несовершенством, а именно: как избежать признания соглашения о задатке незаключенным или недействительным, каким образом необходимо составить соглашение, чтобы оно имело юридическую силу, каковы особенности исполнения соглашения об отступом, и проч.

Исполнение договора купли-продажи

Что может быть проще договора купли-продажи? Между тем купля-продажа недвижимости является, наверное одним из самых серьезных договоров, поскольку высокая цена на недвижимость определяет стоимость рисков из него вытекающих и, соответственно, значимость каждого условия договора. При этом специфика перехода прав на недвижимое имущество весомо усложняет процесс реализации договора. Так, например, в практике возникли следующие вопросы. Может ли продавец после фактической передачи недвижимости покупателю, но до государственной регистрации перехода права собственности к последнему, продать недвижимость третьему лицу? Вправе ли покупатель после фактической передачи ему недвижимости, но до государственной регистрации перехода права собственности продать эту недвижимость третьему лицу? Предоставить ответы на эти и другие вопросы - задача настоящей справки.

Договор купли-продажи жилья.

Включен типовой образец договора купли-продажи жилья, учитывающий в равной степени интересы, как продавца, так и покупателя.


Все новости